Технологии

Направления развития российской навигационной системы ГЛОНАСС

16 Мая 2024
Направления развития российской навигационной системы ГЛОНАСС

Создание интегрированной информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей потребности федеральных ведомств и хозяйствующих субъектов российской экономики в информации, неразрывно связано с использованием национальной навигационной системы ГЛОНАСС. Для эффективного применения космических данных необходимо постоянное совершенствование орбитальной и наземной инфраструктур системы, заявил исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов.

На сегодняшний день ГЛОНАСС базово выполняет функцию предоставления координатно-временной и навигационной информации. Также идут работы по развитию навигационных услуг повышенной надежности и точности. В целях развития этого сервиса работают 2 космических аппарата Многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч». На территории России будут предоставляться следующие услуги: дифференциальные поправки, контроль целостности навигационного поля, поправки для компенсации ионосферной задержки.

Сегодня существуют следующие пути совершенствование космического комплекса ГЛОНАСС:

• Создание КА с улучшенными ТТХ (новые навигационные сигналы с кодовым разделением каналов, высокостабильные бортовые синхронизирующие устройства (БСУ) , бортовые информационно-навигационные комплексы (БИНК) с автокалибровкой бортовых задержек);

• Развитие текущего и создание нового наземного комплекса управления (НКУ) с более совершенными технологиями эфемеридно-временного обеспечения (ЭВО), расширением области покрытия новых измерительных станций, высокоточной синхронизации шкал времени наземных средств;

• Оптимизация орбитального построения штатной орбитальной группировки за счет введения дополнительных КА для улучшения глобального геометрического фактора;

• Передача калибровочных поправок, моделей ионосферы в навигационном кадре, повышение разрядности передаваемой эфемеридно-временной информации (ЭВИ).

Одновременно с совершенствованием орбитальной группировки должна продолжаться работа над навигационной аппаратурой потребителя (НАП). Требуется применение более совершенных алгоритмов обработки навигационных сигналов с использованием моделей тропосферы и ионосферы, использование навигационных сигналов с кодовым разделением каналов, применение антенн со снижением эффекта переотраженных сигналов с подавлением помех и исключением ложных сигналов.

Также для дальнейшего развития точности системы ГЛОНАСС требуется использование дополнительной корректирующей информации от функциональных дополнений. Возможно получение корректирующей высокоточной ЭВИ черед космические системы ретрансляции и связи в навигационном частотном диапазоне и получение корректирующей информации через средства интернет мобильной связи.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~HmTbl
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.