Автонет

Психологические барьеры на пути беспилотных автомобилей

22 Декабря 2023
Психологические барьеры на пути беспилотных автомобилей

Автономные транспортные средства (AV), в частности беспилотные автомобили с искусственным интеллектом (ИИ), привлекают большое внимание как потенциально более безопасный и устойчивый вид транспорта. Некоторые исследователи полагают, что к 2050 году все автомагистрали станут беспилотными, а мировой рынок AV достигнет $400 млрд. Несмотря на то, что AV могут становиться всё более технологически продвинутыми для широкого внедрения, люди пока психологически не готовы к этим изменениям. В результате некоторые эксперты полагают, что они станут популярными на рынке не раньше 2040 года или даже позже, в 2060 году, например.

Автоматизированные транспортные средства обещают сделать вождение менее утомительным, более удобным и безопасным, но существует несколько психологических барьеров, которые будут влиять на внедрение AV, а также на потенциальные психологические последствия, если они будут внедрены более широко.

Новое исследование показывает, что люди, которые любят водить машину или не доверяют ИИ, с меньшей вероятностью откажутся от вождения в пользу AV. Группа, которая с наибольшей вероятностью перейдёт на AV, — это те, кто ожидает, что это будет приятным и удобным занятием. Существуют дополнительные проблемы безопасности, например тот факт, что люди чувствуют себя в большей безопасности и предпочитают иметь возможность взять на себя управление транспортным средством в случае его неисправности.

Исследователи используют различные модели принятия технологий, чтобы определить, будут ли приняты AV населением. Эти модели исследуют такие переменные, как намерение использования, эмоциональное состояние, отношение, воспринимаемую полезность и воспринимаемую простоту использования. Эти модели ограничены, поскольку они полагаются на то, что люди могут представить и сообщить о будущих ожидаемых эмоциональных впечатлениях от автономного транспортного средства.

Существуют также дополнительные методы измерения пользовательского опыта AV, такие как использование биосенсоров для измерения частоты сердечных сокращений, мышечной активности, движений глаз и мозговых волн при электроэнцефалографии (ЭЭГ) пассажиров во время моделирования реальной или виртуальной реальности. В одном исследовании с участием 38 участников использовалась реальная среда и сравнивались физические реакции людей в AV с реакциями в той же машине, но с человеком за рулём. Различий между сигналами стресса («возбуждение») не было, но движения глаз были разными. Пассажиры AV демонстрировали гораздо менее изменчивые движения глаз. Расширение этой области исследований прольёт свет на пользовательский опыт AV.

Существует четыре основные категории психологических барьеров для AV.

1. Роль доверия

Доверие является основным фактором, определяющим, собираются ли люди использовать AV. Одно недавнее исследование показало, что люди с большей вероятностью будут чувствовать себя в безопасности в качестве пассажира в машине водителя-человека, защищающегося от опасности, чем в AV, хотя поведение вождения в симуляторе было одинаковым.

Это поднимает более широкий вопрос о том, как повысить доверие к AV и ИИ. На доверие влияет изображение в СМИ AV и ИИ в более широком смысле. По мере того, как люди будут привыкать к ИИ как к части повседневной жизни, принятие ИИ как части процесса вождения, вероятно, будет расти.

2. Чувство свободы действий и контроля

Некоторым людям будет сложно отпустить чувство контроля, связанное с вождением автомобиля. Люди, которые чувствуют независимость и свободу действий от вождения, не могут с готовностью передать этот контроль автоматизированной системе, даже если она технически безопаснее или эффективнее.

Люди могут с большей готовностью освоиться в мире автономных транспортных средств, приняв AV уровня 3 или 4, которые взаимодействуют с водителем-человеком. Но это вызовет отдельные проблемы, такие как результаты исследований о том, что когнитивное осознание, необходимое для управления AV, со временем ослабевает. В переходный период может возникнуть больше проблем с дорожным движением, поскольку в настоящее время люди маневрируют, основываясь на прогнозах, как водят другие люди, а не на автоматизированных системах.

Отказ от контроля над вождением в пользу полной автоматизации имеет и другие последствия. Без вождения люди теряют когнитивные, координационные и пространственные навыки, необходимые при вождении. Это будет похоже на то, что произошло с пространственной навигацией. Исследователи подтвердили, что растущая зависимость от систем ГНСС для навигации привела к снижению пространственной памяти и способности самостоятельно ориентироваться.

3. Производительность и полезность

Люди, которые считают AV полезными, будут наиболее заинтересованы в их использовании. Те, кто предпочтёт использовать время вождения более продуктивно, занимаясь другими делами, найдут AV более удобными и полезными.

4. Фактор удовольствия

Наконец, важным фактором является удовольствие. Люди, которые любят водить машину, реже всего переходят на AV. Любители новинок, которые ожидают, что поездка в AV будет весёлой и интересной, скорее всего, станут их первыми последователями. Однако не ясно, будет ли одного удовольствия достаточно, чтобы преодолеть другие психологические барьеры. Чтобы этот опыт был устойчивым, он должен приносить удовольствие, помимо разовой мотивации от новизны опыта.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~FYcQw
26.12.2024
Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», выполняющая функции Инфраструктурного центра НТИ «Автонет» в рамках реализации Программы по развитию направления «Автонет» Национальной технологической инициативы, выполнила аналитическое исследование: «Состояние и перспективы развития рынка аппаратных решений систем автоматизации управления транспортным средством в России и мире (2-ое полугодие 2024 г.)».
25.12.2024
Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», выполняющая функции Инфраструктурного центра НТИ «Автонет» в рамках реализации Программы по развитию направления «Автонет» Национальной технологической инициативы, выполнила аналитическое исследование: «Состояние и перспективы развития рынка аппаратных решений систем автоматизации управления транспортным средством в России и мире (2-ое полугодие 2024 г.)».
10.12.2024
Внедрение V2X технологий позволит защитить уязвимых участников дорожного движения, к которым относятся пешеходы и люди, передвигающиеся на велосипедах, самокатах, гироскутерах и тд. Согласно имеющимся исследованиям, V2Х решения позволят на 95% сократить возможные аварии на перекрестках.
09.12.2024
Интеграция данных может передавать фактический пробег и манеру вождения страховым компаниям, которые заинтересованы в точном времени вождения автомобиля и пробеге, чтобы создавать более точные профили риска и соответственно устанавливать цены на страхование транспортного средства.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.