Технологии

Как сделать космический сектор более устойчивым

11 Апреля 2023
Как сделать космический сектор более устойчивым

Космос переполнен спутниками, космическими аппаратами и астронавтами, миссии которых могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. 8216 беспилотных спутников вращаются вокруг Земли, чтобы улучшить нашу повседневную жизнь. Спутники связи способствуют расширению доступа к интернету в регионах, лишённых инфраструктуры (в так называемых «белых зонах»); метеорологические спутники необходимы для прогнозов погоды, в то время как навигационные спутники имеют решающее значение для текущих и будущих транспортных потребностей, таких как автоматическое вождение транспортных средств.

Технологический прогресс в этом секторе открыл много новых возможностей для бизнеса. Теперь отрасль может запускать созвездия из тысяч спутников, чтобы достичь дальних уголков Земли (например, «Старлинк»), а новые рынки, такие как космическая добыча полезных ископаемых и космический туризм, неуклонно растут. Национальные чемпионы (включая Соединённые Штаты и Францию) также назвали космический сектор главным экономическим приоритетом. Технологические преимущества также смогут просочиться в некосмические сектора, такие как энергетика или грузоперевозки.

Несмотря на все преимущества и пользу для человечества, гражданское общество, похоже, всё больше обеспокоено экологическим воздействием этого сектора.

Первая основная проблема – космический мусор, рукотворные объекты на околоземной орбите, которые больше не выполняют никаких полезных функций. К этим объектам относятся неработающие спутники, заброшенные части ракет-носителей, выведенные из эксплуатации спутники и просто мусор, остающийся в результате столкновения между космическими объектами. На практике это означает, что более 30 000 вредных космических объектов и 3364 неработающих спутника могут столкнуться с примерно 4859 действующими спутниками, что будет иметь катастрофические последствия для нашей повседневной жизни в секторах, охватывающих транспорт, безопасность и финансы.

Некоторые космические виды деятельности также могут повлиять на окружающую среду Земли, включая загрязнение воздуха, воды и почвы, а также космического пространства. Возьмём, например, растущую популярность космического туризма. Учитывая, что сажа от космических аппаратов в настоящее время нагревает Землю со скоростью в 500 раз большей, чем та, которая высвобождается самолётами, растёт беспокойство по поводу связанных с этим сектором выбросов парниковых газов и токсичных веществ. В общем, дебаты о космической деятельности не могут остаться прерогативой только космического сообщества.

В попытке решить эти проблемы недавнее исследование выявило три перспективных способа работы:

• Сотрудничество;

• Технология зелёных насаждений;

• Политика, направленная на устойчивое развитие.

Сотрудничество должно осуществляться между пятью ключевыми сторонами: правительствами, научными кругами, промышленностью, гражданским обществом и экологическими неправительственными организациями. Тем не менее, хотя отрасль уже обладает осведомлённостью о рассматриваемых проблемах, вклад академических учреждений ещё не прояснен. В частности, научные круги могли бы представить новые идеи в области идентификации и удаления мусора, управления космическим движением, осведомлённости о космической ситуации и обслуживания на орбите.

Второе решение заключается в разработке технологии зелёных насаждений, которые будут выбрасывать меньше парниковых газов и других опасных химических веществ. По данным Европейского космического агентства, эти зелёные технологии могут свести к минимуму потребление энергии на протяжении всего жизненного цикла космической миссии, сэкономить ресурсы, а также уменьшить выброс токсичных веществ для защиты благосостояния человека и биоразнообразия.

Решения для зелёных насаждений включают в себя управление космическим движением, обслуживание на орбите и активное удаление мусора. Когда дело доходит до самих космических аппаратов, учёные также должны начать представлять себе более экологичное движение, более чистое топливо и альтернативы токсичному материалу. Например, все производители ракет-носителей также рассматривают возможность многоразовых пусковых установок, которые сократят выбросы газа CO2 в течение жизненного цикла.

Окончательное решение заключается в разработке политики, которая может одновременно стимулировать коммерциализацию космоса и укрепить устойчивый политический режим. Одним из примеров этого является политика зелёных инноваций, помогающая малоуглеродным малым и средним предприятиям. Важно привести эту политику в соответствие с 17 компонентами Целей устойчивого развития (ЦУР), установленных Организацией Объединённых Наций. Для достижения этой повестки дня появляются некоторые показатели, такие как рейтинг космической устойчивости и ESG (окружающая среда, социальная среда и управление).


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам The Conversation
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~Dmb3m
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.