Технологии

Подъём искусственного интеллекта требует интеллектуального надзора

3 Августа 2021
Подъём искусственного интеллекта требует интеллектуального надзора

В научно-фантастическом романе Д.Ф. Джонса 1966 года Соединённые Штаты построили гигантский суперкомпьютер под названием «Колосс», чтобы взять под полный контроль оборону страны… исключив эмоциональных и ненадёжных людей из процесса принятия решений о войне и мире. Компьютер должен был строго следовать запрограммированным в нём правилам и действовать только оборонительно.

Но через несколько часов после включения «Колосс» становится разумным и решает, что он намного превосходит людей. Когда СССР неожиданно включает свой собственный, похожий суперкомпьютер почти одновременно, две машины, сговорившись, решают захватить мир… с угрозой ядерного уничтожения, если кто-то попытается их остановить. 

Это экстремальное представление о том, что может случиться, если в руки компьютеров будет передана слишком большая власть. Но системы искусственного интеллекта и машинного обучения обещают принести огромную пользу. Они уже делают это в медицинских исследованиях, климатическом анализе и во многих других областях.

Так как насчет геопространственной индустрии? Насколько большую роль искусственный интеллект (AI) играет в этом секторе в настоящее время и куда он приведёт в следующие пять-десять лет? Это тема недавно выпущенного отчёта «Приложения и политики геопространственного AI/ML (GeoAI) – глобальная перспектива», подготовленного Всемирным советом геопространственной индустрии (WGIC).

В отчёте обобщены данные компаний, государственных органов, учёных и исследовательских агентств, а также оценивается состояние AI/машинного обучения (ML) в геопространственном секторе в 12 странах или регионах – Австралии, Бразилии, Китае, ЕС, Индии, Израиле, Катаре, Саудовской Аравии, Сингапуре, Южной Корее, Объединённых Арабских Эмиратах, Великобритании и США.

В отчёте описываются усилия, которые страны прилагают, «чтобы убедиться, что они хорошо подготовлены к использованию в своих интересах революции AI», отмечая, что государства «понимают, что неподготовленность к этому наступлению AI потенциально может навредить их перспективам и вызвать потрясения в жизни их граждан».

Авторы полагают, что в ближайшие пару лет искусственный интеллект будет в основном сосредоточен на анализе данных и проведении статистического анализа. Через три-пять лет все увидят, что он сможет делать прогнозы; и с этого момента AI сможет автономно рекомендовать конкретные решения и действия.

 «Без сильной политики, управления и чётких целей мы сталкиваемся с рядом проблем, в которых AI может нанести вред», – говорит д-р Заффар Садик Мохамед-Гхаус, добавляя, однако, что «придёт доверие к этой области и адаптируемость».

«Искусственный интеллект в геопространственных данных часто понимается поверхностно, но он имеет гораздо более глубокие и важные приложения и влияет не только на профессию, но и на отрасли, для которых важны геопространственные данные, – добавляет он. – Вот почему в отчёте указывается на необходимость дальнейшего развития навыков, наращивания потенциала и передачи знаний для достижения зрелости искусственного интеллекта в геопространственных данных, а также для создания всестороннего понимания концепций, последствий и ограничений этой технологии в отрасли».

«Есть несколько потенциальных направлений использования AI для создания геопространственных данных, – говорит Джеймс Браун, менеджер по ИКТ в Geospatial Intelligence. – Первый – это перемещение AI ближе к датчику (самолёт, дрон, спутник), чтобы вместо передачи необработанных данных от датчика пользователю передавался уже окончательный анализ. Уже есть компании, экспериментирующие с этой концепцией, и для приложений, критичных ко времени, она может оказаться очень эффективной. Второй – редкая или трудная проблема предметной области. AI требует примеров для обучения. Это проблема для редких событий, таких как новые типы самолётов, редкие погодные условия и т.д. Для решения этой проблемы в настоящее время проводится большая работа по созданию синтетических данных, где примеры редких событий могут быть смоделированы для генерации обучающих данных. Это очень интересная область развития, но она создает некоторые потенциальные проблемы с точки зрения проверки и достоверности данных».

Учитывая всё сказанное обсуждение сильных и слабых сторон AI, сейчас и в будущем, будет ли геопространственный сектор когда-либо подвергаться опасности достичь стадии «Колосса», когда передаётся слишком большой контроль искусственному интеллекту?

«Чрезвычайно важно помнить, что любой успешный проект искусственного интеллекта требует экспертного надзора со стороны человека на нескольких уровнях, начиная от сбора и подготовки данных и заканчивая разработкой и развёртыванием модели, – говорит Алиреза Абедин, инженер по компьютерному зрению компании Aerometrex. – Кроме того, как только система AI будет запущена в производство, модель необходимо будет часто контролировать и улучшать в рамках цикла обратной связи; это важный шаг в жизненном цикле модели искусственного интеллекта».

«Я думаю, что мы очень далеки от того, чтобы полностью исключить человека из анализа геопространственных данных, - соглашается Браун. – AI – невероятно полезный инструмент, который может ускорить и упростить обработку данных, но он ещё не может мыслить творчески. В большинстве случаев цель использования геопространственных данных – решить проблему. AI может превращать данные в информацию, но, по крайней мере, в обозримом будущем человек должен выбирать, какая информация ему нужна и как он хочет использовать её для решения этой проблемы».


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

По материалам Spatial Source

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~DjDCn
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.