НТИ «Автонет»: В России реализуется проект по сбору данных с подключенных автомобилей

Согласно оценкам экспертов НТИ «Автонет», к концу 2023 года доля легковых и коммерческих автомобилей, оснащенных различными системами передачи данных, на территории РФ составит порядка 32%, в натуральном выражении количество подключенных транспортных средств оценивается на уровне чуть более 19 млн ТС (при этом в контексте данной оценки учитываются все типы подключений, в том числе и оснащение автомобиля системой экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС»). Количество автомобилей, оснащенных штатным подключаемым оборудованием, оценивается на уровне 3 млн, а число ТС, оснащенных навесным оборудованием систем мониторинга транспорта – 7 млн.
Среди ключевых драйверов развития российского рынка подключенного транспорта в последние годы можно назвать проект «ЭРА-ГЛОНАСС», а также законодательные инициативы в части обязательного оснащения коммерческого и общественного пассажирского транспорта специализированными телематическими приборами учета (тахографами).
Стоит отметить некоторые характерные для России факторы негативного характера, препятствующие развитию данного сегмента. Так, согласно озвученным наблюдениям представителей компаний российского рынка телематики, в последние несколько лет наблюдается насыщение рынка корпоративных телематических решений и систем мониторинга транспорта, происходит отток абонентов – а это один из формирующих рынок подключенных ТС сегментов. По словам представителей компаний-вендоров, стандартные решения автомобильной телематики, которые активно пользовались спросом десять лет назад, в последние годы становятся все менее интересны корпоративным клиентам.
Также нельзя не отметить и существующее на сегодняшний день некоторое отставание России от уровня стран-лидеров в части развития сопутствующих технологических решений, таких как сети стандарта нового поколения 5G, а также По состоянию на конец 2022 - начало 2023 года, согласно озвученному мнению экспертов отрасли, сдерживающее влияние на развитие российского рынка подключенного транспорта также оказывает дефицит некоторых комплектующих, оборудования и электронной компонентной базы, необходимой для производства автомобильных систем, подключаемого телематического оборудования и элементов подключенной дорожной инфраструктуры, что отчасти обосновано уходом с российского рынка некоторых ключевых зарубежных производителей и усложнением логистики в цепочках поставок (с соответствующим увеличением стоимости), а также наблюдаемым ранее кризисом в части дефицита полупроводниковых компонентов.
Вместе с тем, стоит сказать и об инициативах и проектах, которые будут способствовать развитию отечественного сегмента подключенных автомобилей. Так, на российском пространстве реализуется проект по созданию платформы автомобильных данных «Автодата», в основе сервисов которой будет лежать механизм сбора данных с подключенных автомобилей с предусмотренной возможностью осуществления транзакций по передаче наборов этих данных между различными заинтересованными участниками рынка. Также реализуются и проекты федерального и регионального значения, связанные с созданием инфраструктуры для подключенного и высокоавтоматизированного транспорта, «умных» дорог и передовых решений в сфере городских интеллектуальных транспортных систем.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал