Технологии

Модель минимизации последствий внешних воздействий на аппаратуру спутниковой навигации

26 Июня 2025

В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.

Среди них ключевую роль играют навигационные технологии, которые основаны на использовании радиоволн для определения местоположения.

Применение навигационных технологий в управлении позволяет значительно сократить время цикла управления, что, в свою очередь, повышает управляемость, мобильность и эффективность использования управляемых объектов, на которых установлена аппаратура спутниковой навигации. Однако в сложных электромагнитных условиях и физико-географических зонах часто возникают технические проблемы. Кроме того, в современной геополитической обстановке существует угроза кибертерроризма.

Для обнаружения и минимизации последствий внешних воздействий на аппаратуру спутниковой навигации (АСН) необходимо определить модель доступа к ресурсам СРНС (глобальной спутниковой радионавигационной системы) и способ её оценки. Эти вопросы и являются предметом исследования в данной работе.

В настоящее время для управления ПО созданы и успешно применяются транспортные информационно-управляющие системы или системы контроля и управления. Поскольку средства навигационного обеспечения установлены на всех ПО, появляется возможность не только отслеживать их перемещение в реальном времени, но и управлять ими на обширных территориях. Это позволяет получить полную информацию о ситуации, что обеспечивает необходимые взаимодействия и синхронизацию, а также оперативность и достоверность передачи команд, значительно повышая эффективность систем управления.

Учитывая важность навигационных и телекоммуникационных технологий в управлении транспортными средствами в условиях конфликтов, возможны деструктивные радиоэлектронные воздействия (ДРЭВ) на каналы приёма информации, которые могут снизить эффективность или сорвать выполнение задач.

В результате была разработана математическая модель несанкционированного доступа к ресурсам спутниковой радионавигационной системы в условиях деструктивного радиоэлектронного воздействия. Были уточнены понятия навигационной безопасности и навигационной ошибки, определены показатели оценки навигационной безопасности и сформирован обобщённый показатель оценки навигационной безопасности на основе вероятностного подхода.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке транспортных информационно-управляющих систем.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~BBD9d
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.
17.06.2025
В рамках проекта по созданию бесспутниковой системы навигации для беспилотных летательных аппаратов специалисты компании «Росэл» разработали инновационное устройство, которое обеспечивает высокую точность и надёжность в условиях подавления, отсутствия или подмены радиосигнала.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.