Внедрение

О понятии «навигация» как философской категории

22 Июля 2024
О понятии «навигация» как философской категории

Сотрудники АО «ЦНИИмаш» головного института Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Алексей Болкунов, начальник научно-методического центра системы добровольной сертификации системы ГЛОНАСС (НМЦ СДС ГЛОНАСС) и Константин Рейтор, главный специалист НМЦ СДС ГЛОНАСС опубликовали исследование по терминологической проблеме определения «Навигация».

Поводом для публикации явилась потребность в решении ряда прикладных научных проблем, связанных с координатно-временным (навигационным) обеспечением жизнедеятельности нашего общества. Важное место здесь занимают навигационные системы. В первую очередь это относится к отечественной глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС, важнейшему элементу критической информационной структуры страны. Ее и других навигационных систем использование дает новое качество решения задач экономики, обороны и безопасности, получения эффективных и недоступных ранее решений многих других научных и прикладных задач. Задачи комплексной оценки эффективности навигационных систем ставят на повестку дня необходимость упорядочения большого массива материала, включая сведения о средствах навигации, нормативно-правовой и нормативно-технической базы, терминологической продукции и т.д. Проводимая совместно АО «ЦНИИмаш» и Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» работа по классификации указанного материала испытывает серьезные затруднения ввиду имеющейся неразрешенности, как представляется, фундаментальной научной проблемы, связанной с понятием самой навигации.

moip_shema_nav.png

Авторы научной работы считают, что бурный рост навигационных технологий является одной из примет 21 века. В настоящее время насчитывается порядка 60 сфер жизнедеятельности общества, где используется навигационная информация. Пожалуй, трудно найти иной производимый обществом ресурс, имеющую столь широкую «географию» применения. Активный рост «навигационных» отраслей начался во второй половине «нулевых» годов текущего столетия. Отражением этого процесса явилось значительное наращивание в Российской Федерации соответствующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы, начавшееся с принятием Федерального закона № 22-ФЗ «О навигационной деятельности». К качеству этого закона имеется множество претензий, но как символ рождения новой правовой общности в виде «навигационного права» (не рискнем пока назвать ее отраслью права ценен. Также со словом «навигация» мы сталкиваемся ежедневно и в обыденной коммуникации.

Полный текст научной статьи представлен на интернет-ресурсе Московского общества испытателей природы.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~B6OF0
27.06.2025
В рамках второго саммита «Центральная Азия — Китай», который состоялся в июне 2025 года, подписано соглашение между правительствами Казахстана и Китая о технико-экономическом сотрудничестве.
26.06.2025
Создание универсального подхода к научно-техническому прогнозированию в сфере космических технологий и услуг — это ключевая технология, упомянутая в недавно принятом законе о технологической политике. Она способствует повышению экономической результативности различных секторов экономики, заявил на петербургском международном экономическом форуме ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов.
25.06.2025
Многие аналитики сходятся во мнении, что мир находится в состоянии комплексной и затяжной трансформации после таких геополитических потрясений, как окончание холодной войны в 1989 году и распад СССР два года спустя. «Перемены задержались на старте ввиду ложных выводов, сделанных западными элитами, провозгласившими свою победу в холодной войне», – утверждает бывший посол России в Великобритании Александр Яковенко.
24.06.2025
Дмитрий Баканов, возглавляющий «Роскосмос», на Петербургском экономическом форуме рассказал о подробностях обновлённой программы по освоению космического пространства.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.