Решат ли беспилотные автомобили проблему пробок на дорогах?

Таким вопросом задаётся докторесса Сусилавати – старший преподаватель Инженерной школы Университета Монаш, Малайзия.
Когда-нибудь в будущем, если верить поднятой шумихе, мы все будем передвигаться на беспилотных автомобилях (AV). Ожидается, что практически без участия человека эти автомобили будут планировать свою траекторию и перемещаться, используя передовые технологии в виде датчиков и ПО.
Они будут взаимодействовать с другими AV и инфраструктурой дорожной сети, увеличивая время реакции и поддерживая постоянную скорость и расстояние до других транспортных средств.
Ожидается, что эти возможности не только сделают наши дороги более безопасными, но и устранят пробки, повысят пропускную способность дорог и вообще оптимизируют транспортный поток. Но насколько реалистично это будущее, пока остаётся неясным.
Чтобы полностью реализовать потенциал самоуправляемого будущего, избавляющего человечество от пробок, требуется существенная модернизация существующих коммуникационных технологий и транспортной инфраструктуры. Чтобы справиться с диапазоном движений, которые может совершать AV, дороги должны быть перепроектированы. Чтобы облегчить обзор камеры автомобиля и идентификацию объектов, дорожная разметка и знаки должны стать чёткими и однородными.
Между тем, AV, находящиеся в частной собственности, вряд ли будут сильно способствовать сокращению пробок на дорогах. Благодаря удобству для пассажиров, AV могут фактически увеличить количество совершаемых поездок. AV могут усугубить разрастание городов, поскольку пассажиры будут весьма довольны тем, что могут расслабиться в своих транспортных средствах во время длительных поездок на работу.
Но совместно используемые AV вполне могут решить эти проблемы и обеспечить долгожданный свободный трафик.
Подобно сегодняшним службам совместного использования поездок, поездки на AV могут быть разделены с одним или несколькими пассажирами. Они могли бы предоставлять удобные и недорогие услуги мобильности по запросу.
Совместно используемые AV могут даже дополнить или заменить традиционные транспортные системы с фиксированным расписанием и фиксированным маршрутом, например автобусы.
То есть совместное использование AV в сочетании с общественным транспортом всё-таки может стать одним из решений проблем городских пробок на дорогах.
Например, в Малайзии в часы пик пользователи на дорогах Куала-Лумпура вынуждены терпеть задержки на общую сумму 480 миллионов человеко-часов в год, что обходится стране в 19 миллиардов ринггитов (1,8% ВВП Малайзии).
Недавние исследования показали, что пассажиры со средним уровнем дохода в возрасте от 20 до 39 лет с наибольшей вероятностью пересядут на AV, особенно если они считают, что это сэкономит время на дорогу и ходьбу. Моделирование транспортных потоков показало, что совместные (общие) AV могут увеличить использование общественного транспорта на 3% и сократить использование личных автомобилей на 6%.
Но исследование также показало, что, когда время ожидания для общего AV было короче, пассажиры были бы более склонны пропустить пересадку на общественный транспорт и ехать в машине на протяжении всей поездки.
Технология AV всё ещё далека от широкого распространения, и многие сомневаются, что она вообще когда-либо оправдает возложенные на неё надежды. При этом загруженность дорог продолжает расти.
Уже существуют стратегии по уменьшению заторов, такие как общественный транспорт, взимание платы за пробки и гибкий график работы, который позволяет сотрудникам начинать работу в разное время дня. Возлагать все надежды на всё ещё развивающуюся технологию сегодня кажется плохим решением проблемы пробок на дорогах.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал