Технологии

Навигация для транспорта будущего должна быть не только точной, но и надёжной

4 Марта 2019
Навигация для транспорта будущего должна быть не только точной, но и надёжной

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» продолжает знакомить читателей с результатами исследований по использованию технологий Автонет, проводимых экспертами Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».

До недавнего времени автомобилисты не предъявляли повышенных требований к навигационному обеспечению. Их вполне устраивала точность, реализуемая навигационными приемниками среднего класса, производящими кодовые измерения без использования функциональных дополнений ГНСС (режим «сигнал в пространстве» по международной классификации). Этого было достаточно для прокладок и контроля прохождения маршрутов, особенно при использовании ГИС (геоинформационных систем) с привязкой навигационного средства к дорожной сети.

Развитие бортовой телематики потребовало повышения точностных характеристик. В первую очередь это касалось контроля расхода ресурсов (топлива, пробега и т.п.), а также тахографического контроля, логистики, мониторинга и диспетчеризации.

Внедрение технологий страховой телематики, скоринга (контроля стиля вождения), реконструкции ДТП, группового мониторинга, каршеринга (аренды), проектов «ЭРА-ГЛОНАСС» и Платон (система взимания платы с грузоперевозчиков), систем контроля конструкций дорожной инфраструктуры подняло планку точностных требований до уровня высокоточной навигации, которые в принципе не выполнимы без внешней технологической информации.

Наконец, задача роботизации автомобилей принципиально изменила подход к навигационному обеспечению, требуя от него не только высокой точности, но и высокой надежности.

Целесообразно дополнить список следующими актуальными применениями:

  • обеспечение мониторинга транспорта, совершающего трансграничные перевозки;
  • обеспечение мониторинга транспорта всех экстренных служб;
  • обеспечение работ специальной, дорожной и строительной техники, в том числе работ, выполняемых в карьерах.

Единой классификации средств и систем повышения точности навигации нет, о чем уже упоминалось выше. Поэтому введем вариант классификации для целей настоящего исследования, учитывающий часто используемые в технической литературе термины и определения.

1. Контрольно-корректирующие станции (и сети таких станций – ККС, GBAS) – наземные функциональные дополнения ГНСС, предназначенные для формирования и доведения до потребителей корректирующей информации в целях обеспечения кодового дифференциального режима (повышенной точности).

2. Базовые станции (и сети таких станций - БС) – навигационные средства, предназначенные для формирования и доведения до потребителей информации, позволяющей производить разрешение фазовых неоднозначностей в целях обеспечения высокоточного фазового режима относительной навигации (RTK).

3. Функциональные дополнения космического базирования (SBAS) – системы, предназначенные для доведения посредством космических аппаратов–ретрансляторов (геостационаров) до потребителей технологической навигационной информации, формируемой наземными измерительными (мониторинговыми) станциями (и сетями таких станций) в целях обеспечения режимов навигации повышенной и высокой точности.

4. Мониторинговые (измерительные) станции (и сети таких станций – МС) – навигационные средства, предназначенные для формирования и доведения до потребителей технологической навигационной информации, необходимой для обеспечения высокоточного фазового режима абсолютной навигации (РРР).

Источник: Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~939O9
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.