Навигация для транспорта будущего должна быть не только точной, но и надёжной
Журнал «Вестник ГЛОНАСС» продолжает знакомить читателей с результатами исследований по использованию технологий Автонет, проводимых экспертами Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».
До недавнего времени автомобилисты не предъявляли повышенных требований к навигационному обеспечению. Их вполне устраивала точность, реализуемая навигационными приемниками среднего класса, производящими кодовые измерения без использования функциональных дополнений ГНСС (режим «сигнал в пространстве» по международной классификации). Этого было достаточно для прокладок и контроля прохождения маршрутов, особенно при использовании ГИС (геоинформационных систем) с привязкой навигационного средства к дорожной сети.
Развитие бортовой телематики потребовало повышения точностных характеристик. В первую очередь это касалось контроля расхода ресурсов (топлива, пробега и т.п.), а также тахографического контроля, логистики, мониторинга и диспетчеризации.
Внедрение технологий страховой телематики, скоринга (контроля стиля вождения), реконструкции ДТП, группового мониторинга, каршеринга (аренды), проектов «ЭРА-ГЛОНАСС» и Платон (система взимания платы с грузоперевозчиков), систем контроля конструкций дорожной инфраструктуры подняло планку точностных требований до уровня высокоточной навигации, которые в принципе не выполнимы без внешней технологической информации.
Наконец, задача роботизации автомобилей принципиально изменила подход к навигационному обеспечению, требуя от него не только высокой точности, но и высокой надежности.
Целесообразно дополнить список следующими актуальными применениями:
- обеспечение мониторинга транспорта, совершающего трансграничные перевозки;
- обеспечение мониторинга транспорта всех экстренных служб;
- обеспечение работ специальной, дорожной и строительной техники, в том числе работ, выполняемых в карьерах.
Единой классификации средств и систем повышения точности навигации нет, о чем уже упоминалось выше. Поэтому введем вариант классификации для целей настоящего исследования, учитывающий часто используемые в технической литературе термины и определения.
1. Контрольно-корректирующие станции (и сети таких станций – ККС, GBAS) – наземные функциональные дополнения ГНСС, предназначенные для формирования и доведения до потребителей корректирующей информации в целях обеспечения кодового дифференциального режима (повышенной точности).
2. Базовые станции (и сети таких станций - БС) – навигационные средства, предназначенные для формирования и доведения до потребителей информации, позволяющей производить разрешение фазовых неоднозначностей в целях обеспечения высокоточного фазового режима относительной навигации (RTK).
3. Функциональные дополнения космического базирования (SBAS) – системы, предназначенные для доведения посредством космических аппаратов–ретрансляторов (геостационаров) до потребителей технологической навигационной информации, формируемой наземными измерительными (мониторинговыми) станциями (и сетями таких станций) в целях обеспечения режимов навигации повышенной и высокой точности.
4. Мониторинговые (измерительные) станции (и сети таких станций – МС) – навигационные средства, предназначенные для формирования и доведения до потребителей технологической навигационной информации, необходимой для обеспечения высокоточного фазового режима абсолютной навигации (РРР).