Статьи

Американский космос переходит на голодный паёк

16 Июня 2025

Примирением и лобызанием (виртуальным, конечно) закончилась ссора между Дональдом Трампом и Илоном Маском, от которой весь мир на некоторое время буквально встал на уши. Подоплёкой послужило значительное сокращение государственных программ США, в том числе субсидий на электромобили. Вслед за этим Трамп пригрозил перекрыть Маску бюджетный поток, благодаря которому тот стал «лучшим бизнесменом всех времён и народов». Газета The Washington Post поспешила оповестить читателей, что «NASA и Пентагон ищут альтернативу SpaceX».

Действительно, президент США пригрозил аннулировать федеральные контракты с компанией Маска — SpaceX. NASA полагается на ракету Falcon 9 этой компании для доставки экипажа и грузов на Международную космическую станцию. Агентство также рассчитывает использовать ракету Starship для отправки астронавтов на Луну, а там, глядишь, и на Марс.

Конкуренты, как водится, быстро подсуетились. Уже в марте в марте в Blue Origin приняли оперативное решение сменить стратегию для ракеты New Glenn и ускориться с большим апгрейдом, чтобы попасть в нишу Starship и альтернативы по SLS. Ракета будет трёхступенчатая, с 9 форсированными маршевыми двигателями и возможностью посадки на баржу. Грузоподъёмность – 100 тонн. Однако, по самым оптимистичным прогнозам, она будет готова не ранее 2030 года.

Параллельно с наездом на Маска готовится масштабное секвестирование космического бюджета США. Сорок космических проектов NASA, находящихся в разработке или уже запущенных, могут быть приостановлены.

«Неопределённость оказывает пугающее воздействие на программу пилотируемых полетов, — справедливо утверждает доктор Симеон Барбер из британского Открытого университета. — Поразительные заявления, внезапные решения и резкие повороты подрывают самые основы, на которых строятся наши амбиции. Космическая наука и исследования требуют долгосрочного планирования и сотрудничества между государством, компаниями и научными учреждениями».

Сокращения затронут все направления, кроме программы по отправке астронавтов на Марс, которая, напротив, получит дополнительное финансирование в размере $100 млн. По словам Кейси Дрейера, руководителя космической политики Planetary Society, эти сокращения представляют собой «самый серьёзный кризис в истории американской космической программы».

«Президент Трамп переориентирует NASA на две цели: посадить астронавтов на Луну раньше китайцев и установить американский флаг на Марсе, — заявляет доктор Адам Бейкер из Кранфилдского университета. — Всё остальное — второстепенно».

Сторонники реформ утверждают, что Белый дом впервые со времён программы «Аполлон» (1961 год) дал NASA чёткую цель — тогда целью было обогнать СССР в гонке на Луну. Критики NASA считают, что с тех пор агентство превратилось в раздутую, неэффективную бюрократическую структуру, которая регулярно превышает бюджеты миссий и тратит деньги налогоплательщиков впустую.

Одним из самых вопиющих примеров является ракета Space Launch System (SLS), предназначенная для возвращения американцев на Луну. Её разработка задерживается, а стоимость одного запуска составляет $4,1 млрд. «Дешевле сжигать горы денег керосином», — говорят критики. Для сравнения, запуск многоразовой ракеты Starship от SpaceX оценивается в $100 млн. Компания Blue Origin Джеффа Безоса обещает аналогичную экономию с ракетой New Glenn.

Как ожидалось, SLS будет выведена из эксплуатации согласно предложениям Белого дома, в надежде, что её заменят Starship и New Glenn. Однако последние три испытательных запуска Starship были неудачными, а Blue Origin только недавно начала тестировать свою лунную ракету.

«Есть опасения, что NASA может прыгнуть из огня да в полымя, — говорит доктор Барбер. – Разработка этих альтернатив финансируется Илоном Маском и Джеффом Безосом. Если они потеряют интерес или скажут, что им нужно больше денег, Конгрессу придется их выделить».

Еще большее беспокойство вызывает возможная потеря 40 миссий по исследованию других планет и мониторингу изменения климата на Земле из космоса, многие из которых реализуются в сотрудничестве с международными партнёрами.

Под угрозой оказались десятки планетарных миссий, уже находящихся в космосе, на которые уже потрачены основные средства, а предлагаемые сокращения касаются лишь их текущих расходов.

Также под угрозой два совместных проекта с Европейским космическим агентством (ESA): амбициозный план по доставке марсианских образцов, собранных ровером Perseverance, и миссия по отправке европейского ровера Rosalind Franklin на Марс в поисках следов жизни.

Профессор сэр Мартин Суитинг, глава британской компании Surrey Satellite Technology Ltd и соавтор доклада Королевского общества о будущем космоса, отметил, что хотя ситуация «неприятная», она может стать возможностью для Европы взять на себя большую ответственность за свою космическую программу.

Однако в краткосрочной перспективе для Европы больше минусов. Помимо возврата марсианских образцов и миссии с ровером, ESA рискует потерять доступ к МКС, если она будет свернута, а также финансирование NASA для её преемника — окололунной станции Lunar Gateway.

В недавно опубликованной стратегии ESA заявила, что «будет стремиться к созданию более автономных космических возможностей и продолжит оставаться надёжным, сильным и желанным партнёром для космических агентств со всего мира», подразумевая, что она будет двигаться в этом направлении с NASA или без него.

Сокращения, по словам доктора Бейкера, также затронут множество текущих и предлагаемых программ по наблюдению за Землей.

Бюджетные предложения ещё не одобрены Конгрессом. Представитель Planetary Society Кейси Дрейер сообщил Би-би-си, что многие республиканцы в частных беседах с лоббистами выразили готовность проголосовать против этих сокращений.

Однако существует высокая вероятность политического тупика, из-за которого бюджет так и не будет согласован. В этом случае, скорее всего, будет временно введен сокращённый бюджет, предложенный Белым домом, который затем будет трудно отменить, поскольку после остановки космических миссий их перезапуск становится крайне сложным, если вообще возможным.

 

Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~8qoFT
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.