Внедрение

Риск кибербезопасности остаётся главной проблемой для автономного судоходства

30 Ноября 2022
Риск кибербезопасности остаётся главной проблемой для автономного судоходства

Международная морская организация (IMO) разделила уровни автономии MASS (морские автономные надводные корабли) на четыре уровня. Уровень 01 — это низкая степень автономности с продвинутыми системами поддержки принятия решений на борту, тогда как уровень 04 — это полностью автономные корабли, способные самостоятельно принимать решения. Уровни 02 и 03 – это полуавтономные суда, управляемые центром дистанционного управления, первые с сокращенным экипажем, а вторые без экипажа на борту. Существует ещё несколько классификаций, например, DNV, Lloyds Register, Bureau Veritas, American Bureau of Shipping, которые, по сути, не сильно отличаются от предыдущей.

Что касается возможных применений MASS, то наиболее актуальные связаны с каботажным судоходством, арктическими морскими путями и проводкой колонн судов (платунинг). В настоящее время и в ближайшем будущем уровень 02 является наиболее целесообразным, особенно на коротких региональных маршрутах с использованием небольших судов.

Вслед за разработками в области технологий автономных судов в настоящее время реализуется несколько проектов автономных паромов. Для внедрения автономных пассажирских паромов важно понять мнение общественности о том, кто сядет на паром, даже если он соответствует требованиям безопасности, установленным властями. Недавнее исследование обнаружило, что молодые люди, люди с хорошими навыками плавания, люди, знакомые с новейшими технологиями, и те, кто пользуется паромами ежемесячно, более оптимистично относятся к автономной поездке на пароме.

MASS, несомненно, повысит безопасность мореплавания в океанах, но и риски кибербезопасности значительно возрастут. Навигационные системы, за которыми следуют удалённые центры управления и береговые офисы управления, наиболее уязвимы для киберугроз. На уровне подсистем наиболее уязвимы глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), Электронная картографическая и информационная система (ЭКНИС), устройства связи, Автоматическая идентификационная система (АИС) и фишинговые электронные письма.

Хотя автономия повысит безопасность и снизит эксплуатационные расходы, необходимо дополнительно изучить подходы к снижению рисков кибербезопасности. Раннее развёртывание MASS в коммерческом контексте ожидается уже в 2023 году, первоначально на региональных более коротких торговых путях. Вероятно появление новых маршрутов на короткие расстояния за счёт переноса автомобильных грузов на морские маршруты, что будет способствовать снижению воздействия транспортного сектора на окружающую среду. Беспокойство по поводу рабочих мест моряков также может со временем исчезнуть, поскольку MASS просто вызовет смену рабочих ролей, а не полное устранение моряков на уровне автономии 02.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам The Maritime Executive
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~8U9QD
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.