Риск кибербезопасности остаётся главной проблемой для автономного судоходства

Международная морская организация (IMO) разделила уровни автономии MASS (морские автономные надводные корабли) на четыре уровня. Уровень 01 — это низкая степень автономности с продвинутыми системами поддержки принятия решений на борту, тогда как уровень 04 — это полностью автономные корабли, способные самостоятельно принимать решения. Уровни 02 и 03 – это полуавтономные суда, управляемые центром дистанционного управления, первые с сокращенным экипажем, а вторые без экипажа на борту. Существует ещё несколько классификаций, например, DNV, Lloyds Register, Bureau Veritas, American Bureau of Shipping, которые, по сути, не сильно отличаются от предыдущей.
Что касается возможных применений MASS, то наиболее актуальные связаны с каботажным судоходством, арктическими морскими путями и проводкой колонн судов (платунинг). В настоящее время и в ближайшем будущем уровень 02 является наиболее целесообразным, особенно на коротких региональных маршрутах с использованием небольших судов.
Вслед за разработками в области технологий автономных судов в настоящее время реализуется несколько проектов автономных паромов. Для внедрения автономных пассажирских паромов важно понять мнение общественности о том, кто сядет на паром, даже если он соответствует требованиям безопасности, установленным властями. Недавнее исследование обнаружило, что молодые люди, люди с хорошими навыками плавания, люди, знакомые с новейшими технологиями, и те, кто пользуется паромами ежемесячно, более оптимистично относятся к автономной поездке на пароме.
MASS, несомненно, повысит безопасность мореплавания в океанах, но и риски кибербезопасности значительно возрастут. Навигационные системы, за которыми следуют удалённые центры управления и береговые офисы управления, наиболее уязвимы для киберугроз. На уровне подсистем наиболее уязвимы глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), Электронная картографическая и информационная система (ЭКНИС), устройства связи, Автоматическая идентификационная система (АИС) и фишинговые электронные письма.
Хотя автономия повысит безопасность и снизит эксплуатационные расходы, необходимо дополнительно изучить подходы к снижению рисков кибербезопасности. Раннее развёртывание MASS в коммерческом контексте ожидается уже в 2023 году, первоначально на региональных более коротких торговых путях. Вероятно появление новых маршрутов на короткие расстояния за счёт переноса автомобильных грузов на морские маршруты, что будет способствовать снижению воздействия транспортного сектора на окружающую среду. Беспокойство по поводу рабочих мест моряков также может со временем исчезнуть, поскольку MASS просто вызовет смену рабочих ролей, а не полное устранение моряков на уровне автономии 02.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал