Компании

Китайская спутниковая программа обещает предоставить связь, навигацию и ДЗЗ

20 Февраля 2024
Китайская спутниковая программа обещает предоставить связь, навигацию и ДЗЗ

«Джиспейс» (Geespace), коммерческая компания спутниковых технологий и услуг, в конце прошлой недели осуществила второй запуск спутника с космодрома Сичан в Китае. Одиннадцать спутников были запущены на низкую околоземную орбиту в рамках плана Geely Future Mobility Constellation по созданию спутниковой группировки.

Этот план, по мнению компании, является первой коммерческой инициативой по интеграции систем управления космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования (или TT&C – Telemetry, Tracking and Command). Первые девять спутников были запущены в июне 2022 года, в будущем планируется запустить ещё больше.

В сентябре 2021 года производственно-испытательный центр Geely начал массовое производство коммерческих спутников с годовой производственной мощностью 500 единиц, используя модульную модель производства.

«… благоприятные факторы, такие как политическая поддержка и рыночный спрос, ускоряют рост коммерческого аэрокосмического сектора. … компания должна будет удовлетворить будущие потребности в высокоточном позиционировании, возможностях космической связи и услугах дистанционного зондирования. … благодаря нашему предложению по производству коммерческих спутников и инфраструктурных услуг были созданы новые возможности для развития в различных секторах, таких как интеллектуальная мобильность, бытовая электроника, беспилотные системы, умные города и защита окружающей среды», — говорит Тони Ванг, генеральный директор компании.

Компания является единственной частной компанией в Китае, которая создала модель спутникового бизнеса, охватывающую разработку, производство, техническое обслуживание и применение спутников. В портфолио «Джили Холдинг Груп» (Geely Holding Group) есть несколько моделей, которые в настоящее время оснащены функциями спутниковой связи.

В марте 2020 года китайский автомобильный и технологический гигант, частью которого является компания, объявил об инвестициях в размере порядка $326 млн в завод спутников.

К 2025 году компания планирует предоставлять глобальные услуги связи в реальном времени через спутник после полного развёртывания 72 спутников. Второй этап программы расширит сеть ещё на 168 спутников (всего 250 единиц), чтобы предлагать глобальные услуги позиционирования с точностью до сантиметра для различных секторов, таких как автономное вождение, интеллектуальная связь и бытовая электроника. Функции дистанционного зондирования спутников включают возможности искусственного интеллекта, обеспечивающие изображения высокого разрешения от 1 до 5 метров. Эта технология может помочь в мониторинге окружающей среды и предложить универсальные решения для визуализации для различных других секторов.

Компания управляет спутниковой группировкой через сеть наземных станций в Китае, расположенных в Циндао, Тайчжоу, Корле, Чэнду и Харбине. Первоначально услуги будут охватывать китайский рынок и Азиатско-Тихоокеанский регион, но после 2026 года планируется расширить его по всему миру.

Ожидаемый срок службы спутников после выхода на орбиту составляет пять лет. По данным компании, по истечении этого периода они будут запущены в атмосферу Земли и распадутся, не оставив после себя космического мусора.

В ближайшем будущем компания намерена начать работу с партнёрами в сфере логистики над созданием первой полноценной платформы услуг мониторинга с управлением и контролем транспортных процессов в режиме реального времени. Компания также хочет помочь защитить окружающую среду с помощью проекта социальной ответственности холдинга Blue Guardian, отслеживая качество морской воды и выявляя чистые участки мусора. Они также примут участие в следующих Азиатских играх с высокоточными системами позиционирования, дистанционным зондированием и услугами спутниковой связи.

Справочно:

Системы телеметрии, слежения и управления космическими аппаратами (TT& C) являются важнейшей частью эксплуатации космических аппаратов. Эти системы обеспечивают каналы связи между наземными станциями и космическим аппаратом, обеспечивая обмен данными и командами, необходимыми для управления космическим аппаратом и мониторинга.

Описание трех компонентов систем TT & C:

Телеметрия: Телеметрия относится к процессу сбора и передачи данных с космического аппарата на наземные станции. Телеметрия космического аппарата включает в себя такую информацию, как состояние работоспособности космического аппарата, научные данные, информацию об ориентации, показания датчиков и различные другие измерения. Эти данные жизненно важны для мониторинга состояния космического аппарата, его характеристик и научных целей. Данные телеметрии обычно передаются с использованием радиочастот и принимаются наземными антеннами.

Отслеживание: Отслеживание включает точное определение положения и скорости космического аппарата. Наземные станции слежения используют радиоволны для измерения времени, необходимого для прохождения сигналов между космическим аппаратом и несколькими антеннами на Земле. Анализируя эти временные задержки, системы слежения могут вычислять расстояние, траекторию и скорость космического аппарата. Данные слежения необходимы для определения орбиты, навигации и обеспечения точного позиционирования космического аппарата.

Командование: Командование относится к отправке инструкций и команд с наземных станций на космический корабль. Эти команды могут включать орбитальные маневры, активацию приборов, запросы на сбор данных, изменение ориентации, обновления программного обеспечения и другие функции управления. Сигналы команд передаются по радиочастотным каналам связи от наземных антенн к приемникам космического аппарата. Наземные диспетчеры тщательно разрабатывают и передают последовательности команд, чтобы обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию космического аппарата.

Системы TT & C образуют критически важную инфраструктуру связи, которая позволяет наземным операторам отслеживать космический аппарат и управлять им на протяжении всего его полета. Эти системы спроектированы так, чтобы быть надежными и обеспечивать обработку огромных объемов данных, генерируемых космическим аппаратом. Непрерывный мониторинг телеметрических данных помогает выявлять аномалии или неисправности, что позволяет оперативно принимать корректирующие меры. Возможность отслеживания обеспечивает точное позиционирование и навигацию, в то время как управление позволяет наземным операторам контролировать и корректировать поведение космического аппарата по мере необходимости.

Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5mcQK
17.02.2025
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП «ВНИИФТРИ») отмечает свой 70-летний юбилей. За эти годы институт успешно выполнял важные государственные задачи в области метрологии и науки. Сегодня институт является одним из ведущих научных центров России, а достижения наших учёных в области науки получили признание на международном уровне.
13.02.2025
АО «Спутниковая система «Гонец», которое входит в состав Государственной корпорации «Роскосмос», заключило соглашение о стратегическом партнёрстве с АНО «Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Томской области».
11.02.2025
Холдинг «Росэлектроника», входящий в состав государственной корпорации «Ростех», разработал устройство для передачи телематических данных с техники, используемой в труднодоступных регионах, включая районы Крайнего Севера, а также с морских судов.
27.01.2025
Предприятие «Росэлектроника», которое входит в состав государственной корпорации «Ростех», начало массовое производство ключевых компонентов для беспилотных летательных аппаратов. Эти детали не имеют аналогов в России.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.