Миниатюризация космических радаров
Внедрение активных фазированных антенных решеток позволило использовать различные режимы работы и расширить область применения поисковых данных. Миниатюризация спутниковых технологий позволила изменить парадигму в разработке поисково-спасательных миссий с использованием малых и микроспутников вместо крупных космических аппаратов. По-настоящему работоспособный спутник SAR (радиолокатор с синтезированной апертурой; synthetic aperture radar) был впервые запущен в космос в 1978 году на борту спутника Seasat. С тех пор его использование сначала распространилось на Канаду, Европу и Японию, а затем и на страны с развивающейся космической промышленностью. Многие технологические разработки сыграли решающую роль в развитии поисково-спасательных миссий.
После 2018 года система SAR (Радар с синтезированной апертурой) пережила «второе рождение». Крупные аппараты не исчезли, Sentinel-1, ALOS-4, RADARSAT Constellation и COSMO-SkyMed 2, предназначенные для научных задач и точной интерферометрии продолжают работать. Но неожиданно появились микроспутники.
ICEYE, Capella, Umbra, QPS и StriX показали, что радар массой 50–120 кг позволяет выдавать субметровое разрешение и работать в созвездии. Благодаря этому с 2022 года произошел резкий рост запусков, и на орбиту вышло десять новых аппаратов. В общей сложности, с 1978 по 2025 год было запущено уже 200 спутников SAR, и почти половина из них — маленькие.
У крупных и мелких систем – разные сильные стороны. Большие спутники обеспечивают точные режимы, поляриметрию, широкие полосы обзора. Малые – усилия по доставке комплектации и частным обновлениям. Вместе они создают гибридную архитектуру, позволяющую наблюдать за Землёй практически в мгновение ока и фиксировать изменения так же быстро, как они, постоянно.
Так SAR перешёл из штучных проектов в полноценную орбитальную инфраструктуру, где крупные платформы и микросозвездия работают в единой системе. Именно этот подход определяет развитие космической радиолокации в ближайшие годы.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал
По материалам открытых источников
