Технологии

Методы виртуальной помощи: GPS-альтернативы для гарантированного PNT

1 Июня 2022
Методы виртуальной помощи: GPS-альтернативы для гарантированного PNT

Устойчивость к GPS-глушениям и спуфингу имеет решающее значение для военных приложений, и на протяжении многих лет изучались многочисленные альтернативные методы навигации.

Для достижения успеха военной миссии точная и надёжная информация о местоположении, навигации и синхронизации (PNT) имеет жизненно важное значение. Но системы абсолютного позиционирования типа «серебряная пуля» (т.е. панацея), которая может заменить GPS и возможности, которые она предлагает, ещё в природе не существует, а альтернативы, которые доступны, зависят от платформы/датчика.

Наиболее перспективные системы включают в себя вспомогательные датчики, такие как зрение (активный LiDAR, пассивная EO/ИК-камера), датчики скорости воздуха/колеса и другие датчики (магнитометр, барометр). На них распространяются обычные практические требования для интеграции в систему PNT, включая реконфигурируемость (plug & play), устойчивость к помехам, уровень автономии, осуществимость развёртывания, вычислительную нагрузку, задержку и компенсацию, взаимозависимость, эффективность и доступность.

Термин «интеллектуальный» представляет собой переход от обычных относительных вспомогательных датчиков к динамической навигации с использованием знаний о динамике движения транспортного средства. В этом контексте виртуальное измерение – это наполненная знаниями интерпретация входного пространства, которая, при коллективном использовании, может создавать восприятие пространства более высокого уровня.

Из-за сложности сбора таких знаний для разных платформ, работающих в разных средах с разными сценариями, логическим шагом является создание среды моделирования для обучения виртуального помощника. Эта среда должна быть способна моделировать динамику транспортного средства, среду, создавать различную динамику движения.

Основным вкладом этих виртуальных датчиков является помощь наземным и морским платформам. Для более динамичных платформ, таких как самолёты, был разработан помощник с виртуальной скоростью. Для экспериментальных испытаний были проведены различные симуляционные и реальные испытания.

Контролируемый агент машинного обучения, такой как нейросеть, может быть использован для изучения улучшенной прямой функции и получения дополнительных доменных знаний о динамике транспортного средства на основе слияния наблюдаемых переменных и оптимально оценённых скрытых. Эта работа исследует векторные пространства признаков и их различные преобразования для решения проблем «проклятия размерности», застревания в локальных минимумах, времени переобучения и сходимости. Фильтр Калмана отделяет сигнал от шума, распространяет знания о состоянии на основе предварительно запрограммированных моделей поведения динамической системы, оптимально оценивает обратную функцию скрытых, причинно-следственных, независимых переменных от наблюдаемых, зависимых и является де-факто стандартом в навигации и обработке наведения, но остается уязвимым в условиях недоступности GPS.

В военных целях внешние датчики, используемые для помощи инерциальным подразделениям, приняли различные формы, включая доплеровский радар, камеру и звёздные трекеры. Поскольку GPS не требует динамической модели, навигационный пакет IMU/GPS не зависит от кинематики транспортного средства. Показано, что скорость роста ошибки в оценках местоположения, полученных от IMU, может быть существенно снижена при использовании модели транспортного средства с ограничениями движения. Это явно ценно, когда внешняя информация, например, от GPS, недоступна в течение длительных периодов времени из-за ухудшения сигнала и отключений.

Помимо авиатранспортных средств, планируемая экологическая подготовка может быть распространена на современную войну военно-морского флота и корпуса морской пехоты, учитывая более широкое использование беспилотных судов. Кроме того, бортовые инерциальные навигационные системы страдают от мгновенных случайных движений, присущих морской среде, которые усложняют систему, включая разницу между фактической динамикой, ощущаемой IMU, и прогнозируемой динамикой, которая представляет собой немоделированные морские движения. Другой аспект этой подготовки предназначен для спешенных боевых бойцов, где различные движения человека/динамика имитируются и используются для обучения AI/ML, на основе которого можно определить модель передвижения.

Виртуальное измерение – это вычислительное восприятие, сформированное из состава входов датчиков, которые могут видеть особенности входного пространства более высокой размерности. Использование виртуального зондирования даёт новый взгляд на окружающую среду и генерирует новые сигналы с целью помощи в навигации.

Итак, предварительно запрограммированные знания динамики транспортных средств могут помочь в восприятии признаков из ограниченных наблюдений. Контролируемый агент машинного обучения, такой как нейросеть, может быть использован для изучения улучшенной прямой функции и получения дополнительных доменных знаний о динамике транспортного средства на основе слияния наблюдаемых переменных и оптимально оцененных скрытых. Интеграция виртуальных вспомогательных датчиков способствует повышению отказоустойчивости PNT. Система может поддерживать гибкую и масштабируемую архитектуру для выполнения миссий на различных процессорах на любой платформе в любой среде с акцентом на сценарии, отрицаемые GPS. Архитектура расширяется до новых измерений датчиков и масштабируется для поддержки обработки в режиме реального времени по целому ряду возможностей процессора.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Inside GNSS
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~2gCbC
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.