Будущее подключённого автотранспорта в развитии информационно-развлекательных систем, телематики и инфраструктуры

Если раньше автопроизводители в основном концентрировались на механических компонентах автомобилей, то теперь водители требуют расширенных бортовых систем, гибких возможностей подключения и информационно-развлекательных систем. Подключённые автомобили также дают возможность водителям и пассажирам перенести свой собственный мир в автомобиль. По своей сути любое транспортное средство, которое может подключаться к интернету и делиться им с устройствами внутри и снаружи автомобиля, а также с внешними устройствами/службами, называется подключённым автомобилем. В большинстве случаев такие автомобили подключаются к Интернету через WLAN (беспроводную локальную сеть).
Это превратило автомобиль в нечто большее, чем личное устройство — продолжение цифровой жизни потребителей, что-то вроде смартфона на колесах. По сути, современный автомобиль становится оснащённым датчиками мобильным IoT-устройством с передовыми системами связи, ориентированными на три области:
• Окружающая среда (V2X)
• Местоположение автомобиля, диагностика двигателя, активность автомобиля (телематика) и поведение водителя
• Пассажиры автомобиля (информационно-развлекательная система)
Общим для всех этих трёх систем является то, что все они используют, среди прочего, сотовую связь и технологию 5G.
Каковы преимущества подключённых транспортных средств?
• Повышение безопасности — ООН утверждает, что около 1,3 миллиона человек ежегодно погибают в результате дорожно-транспортных происшествий.
• Более экологичное будущее — подключённые автомобили с поддержкой 5G, в частности транспортное средство и инфраструктура, позволят уменьшить заторы на дорогах в больших городах.
• Расширение потребительского опыта. По данным «МакКинси», 40% людей меняют свои автомобили, потому что им нужно подключение к сети.
• Новые источники дохода для автопроизводителей.
• Развлекательные услуги. Подключённый автомобиль позволит потребителям подключаться к множеству предварительно загруженных развлекательных услуг/приложений, позволяющих им смотреть видео, когда машина припаркована, слушать музыку и интернет-радио.
• Удалённая парковка — с помощью подключённых транспортных средств потребители могут использовать свои мобильные телефоны, чтобы вызвать машину или отправить машину на стоянку.
• Более высокая эффективность. Используя собранные данные, подключённое транспортное средство может создавать наиболее эффективные маршруты и позволять потребителям избегать пробок и перегруженных зон, таких как строящиеся улицы или оживлённые улицы, что в конечном итоге сэкономит им огромное количество времени.
К 2030 году около 95% новых автомобилей, продаваемых по всему миру, будут подключены к сети, по сравнению с примерно 50% сегодня.
Вот основные коммуникационные технологии, которыми питается подключённое транспортное средство:
• Автомобиль – автомобиль (V2V) — коммуникационная технология, встроенная в подключённый автомобиль, которая может физически фиксировать то, что происходит вокруг автомобиля, делиться подробностями о дорожных условиях и близости, а также общаться с другими транспортными средствами.
• Автомобиль – инфраструктура (V2I) — технология, которая соединяет транспортные средства с инфраструктурой города, такой как объекты дорожного движения и дороги, и обменивается информацией, включая ограничения скорости, аварии, движение, погодные условия и т.д.
• Автомобиль – облако (V2C) – это решение передаёт данные в облако и в основном используется для удалённой диагностики автомобиля, загрузки обновлений автомобиля по беспроводной сети (OTA) или для подключения к любым устройствам IoT.
• Автомобиль – пешеход (V2P) – автомобили используют датчики для обнаружения пешеходов и предупреждения водителей о столкновении.
• Автомобиль – всё (V2X). Все вышеупомянутые типы подключения объединены в один, который также известен как подключение V2X.
Рынок подключённых устройств быстро меняется, но одно можно сказать наверняка: автопроизводители и поставщики услуг могут сосредоточиться на трёх ключевых областях: информационно-развлекательная система, телематика и инфраструктура.
Ещё одна ключевая тенденция, о которой следует помнить, — это единая учётная запись для всех услуг, которые водители используют в подключённых транспортных средствах. Пользователи могут иметь единообразный пользовательский интерфейс на всех своих устройствах, включая автомобили, просто войдя в систему со своей уникальной учётной записью. Это особенно полезно для людей, которые часто пользуются арендованными автомобилями или службами совместного использования, поскольку они могут легко получить доступ к предпочитаемым службам и настройкам без необходимости вручную настраивать каждое новое устройство или транспортное средство, которое они используют.
Как и в случае любого устройства, подключающегося к интернету, существует риск потенциальной кибератаки, которая может отрицательно сказаться на безопасности автомобиля. Кроме того, взаимодействие подключённого автомобиля с другими транспортными средствами, облачными сервисами и дорожной инфраструктурой является ещё одним элементом общей проблемы безопасности. Если пренебречь этим нарушением автомобильной безопасности, это может очень плохо сказаться на доверии, лояльности потребителей и их общем опыте. Атаки с высокой степенью риска требуют лишь ограниченного понимания того, как работает подключённое транспортное средство, что позволяет злоумышленнику, который даже не обладает достаточными навыками проведения кибератак, поставить под угрозу всю систему подключённого автомобиля и, следовательно, безопасность водителей.
Датчики, встроенные в транспортное средство, собирают огромные объёмы данных из систем автомобиля, включая данные о личных поездках, предпочтениях в развлечениях и даже финансовую информацию. Такие автомобили можно взломать так же легко, как и смартфоны.
Используя цифровые ключи, мобильные приложения и беспроводные брелоки, злоумышленники могут легко получить несанкционированный доступ к автомобилю и украсть его. Вот почему проверка попытки «разблокировки» и отзыва должны выполняться осторожно.
Поскольку некоторые поставщики, возможно, не уделяли должного внимания безопасности на этапе проектирования, это позволяет злоумышленникам легко выявлять и использовать уязвимости с использованием Wi-Fi, физических подключений и сотовых сетей.
Подключённые автомобили вносят тектонические изменения в опыт водителей. С появлением технологии 5G следующего поколения и 6G подключённые технологии будут играть ключевую роль в производстве современных транспортных средств.
Транспортные средства могут получать быстрые обновления продукта по беспроводной сети для улучшения своих возможностей, а пользователи будут автоматически подключаться к экосистемам, что позволит им легче контролировать трафик и дорожную плату.
Благодаря технологиям подключённых автомобилей, которые переосмысливают опыт вождения, OEM-производители и компании уровня 1 переживают радикальную цифровую трансформацию, которая влияет на всю автомобильную промышленность и весь мировой рынок.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал