Технологии

Разработка программного обеспечения для беспилотных автомобилей

27 Декабря 2022
Разработка программного обеспечения для беспилотных автомобилей

Кто мог предположить, что обычный телефон когда-нибудь избавится от проводов и станет незаменимым мобильным помощником, способным заменить десяток разных устройств? Нечто подобное сейчас происходит с автомобилями. Возможно, на данный момент это не слишком заметно, но мы стоим на пороге автомобильной революции, которая изменит представление о четырёхколёсном транспортном средстве.

В настоящее время не существует устоявшейся терминологии и даже общепринятого названия умных автомобилей будущего. Чаще всего их называют «подключёнными или автономными автомобилями». Это подразумевает полную интеграцию электроники во все компоненты автомобиля, а также постоянное высокоскоростное подключение к интернету для обмена данными.

Как правило, такое транспортное средство имеет центральный процессор, который обеспечивает множество различных функций. Но до сих пор нет единого мнения о том, какую операционную систему использовать в автономных автомобилях.

Многие компании преуспели в разработке беспилотных автомобилей. Однако значит ли это, что скоро мы сможем сесть в машину, сказать автопилоту, куда ему ехать, и спокойно читать газету до прибытия? К сожалению, нет. Вернее, ещё нет.

Полностью автоматический режим работы слишком сложен, а программное решение может охватывать только определённые обстоятельства. В городской среде, насыщенной трафиком, далекой от идеальных дорог и полной непредсказуемых водителей, полагаться на автопилот пока рано.

Здесь основная задача, стоящая перед разработчиками ПО для беспилотных автомобилей, — сделать продукт, который будет максимально быстро адаптироваться к факторам внешней среды. Исходя из этого, разработчики начинают реализовывать множество идей, связанных с системами оповещения на дорогах, распознаванием и оповещением о дорожных знаках, автоматической парковкой и так далее.

Другими словами, техника пока выступает в роли полезного помощника водителя, выполняя отдельные операции. Но с каждым годом системы становятся всё более совершенными, что даёт нам право говорить о том, что скоро водитель окажется в роли автомобильного помощника.

Сегодня никого не удивишь навигационными системами, способными найти путь в самые отдалённые уголки планеты. Однако будущие навигаторы, которые учатся взаимодействовать с другими системами, будут совершенно другими.

Что касается программного обеспечения для беспилотных автомобилей, то новые навигационные системы смогут собирать данные об общих маршрутах водителя и предугадывать его пожелания. Если вы каждое утро едете на работу, днём забираете детей из школы, а по пятницам вечером идёте в спортзал, навигационная система запомнит ваш маршрут и подготовится к поездке заранее. Это означает, что система получит прогноз погоды, дорожный отчёт, составит лучший маршрут и даже включит любимую музыку водителя. Вся необходимая информация будет отображаться прямо на лобовом стекле машины, как сейчас это делается на военных самолётах.

Еще одним мировым трендом развития программного обеспечения для беспилотных автомобилей станет интеграция навигационных систем в единое информационное поле. Транспортные средства смогут получать информацию не только со спутников, но и от других автомобилей или городской инфраструктуры. Например, до того, как автомобиль подъедет к светофору, система автомобильного ПО будет знать о его работе, а также о количестве и скорости движущихся впереди транспортных средств. Обработав эти данные, навигатор может легко подсказать водителю подходящий режим движения.

Не менее интересны внедряемые сегодня системы активной безопасности. Они могут отслеживать окружающую дорожную ситуацию с помощью датчиков и избегать непредвиденных опасностей, а в случае дорожно-транспортного происшествия – немедленно вызвать экстренные службы.

Сегодняшний автомобиль настолько сложен, что электроника занимается отслеживанием состояния всех его различных частей. Система ПО автомобиля может предложить водителю заменить масло или фильтры, когда это необходимо. Но ПО для беспилотных автомобилей будущего сможет также внимательно следить за состоянием тела водителя и его состоянием.

С помощью пульсометра, установленного на руле, система сможет отслеживать самочувствие, датчик моргания на зеркале заднего вида позволит не уснуть, а анализатор дыхания не оставит шансов тем, кто слишком пьян, чтобы водить машину. Если система решит, что состояние водителя не позволяет ему управлять автомобилем, она заблокирует двигатель. А если в пути водителю станет плохо, система включит автопилот, который аккуратно припаркует машину на бордюре.

Так же стремительно развиваются противоугонные системы. Если мы упаковываем нашу машину разными датчиками, то почему бы не построить один, который будет отвечать за процессы авторизации. Для того, чтобы открыть машину и завести двигатель, ключ в его физическом смысле уже не нужен. Достаточно будет смартфона в кармане, который сможет открыть машину.

Если водитель хочет дать доступ кому-то другому, он просто отправляет ключ по почте, и человек получает доступ. Система безопасности работает не только на смартфоне, но и в автомобиле. Недостаточно взломать телефон, чтобы сесть в машину. Ключ, отправленный по электронной почте, также не может быть перехвачен, так как данные идут через облачный сервер, а не напрямую на автомобильное оборудование. Любой, кто не является авторизованным получателем, не сможет получить электронный ключ.

Некоторые компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения для беспилотных автомобилей, склонны использовать сканер сетчатки глаза для процесса идентификации, в то время как другие склонны использовать отпечатки пальцев. Важно то, что теперь ни один хакер не сможет открыть и завести машину. А если вы хотите доверить управление автомобилем другому человеку, то вам достаточно добавить его данные в бортовую систему автомобиля так же, как вы это делаете при создании другого профиля пользователя на своем ПК.

Кроме того, благодаря высокоскоростному доступу в сеть умные автомобили превращаются в настоящие развлекательные центры, предлагая пассажирам возможность смотреть видео, слушать музыку, выходить в интернет и общаться с друзьями.

Как мы видим, будущее этих автомобилей уже не фантастика, оно реально. Сейчас всё чаще мы слышим, что беспилотные автомобили заменят сегодняшние транспортные средства, и это неизбежно. Вопрос в том, насколько быстро мы адаптируемся к новой реальности, предоставляя инфраструктурное программное обеспечение для этой технологии. Именно разработка беспилотных автомобилей может стать нашим шансом открыть и освоить новую нишу в автомобильной промышленности.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам Cprime

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~0B9eI
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.