Статьи

Закон «О навигационной деятельности» должен быть системообразующим

4 Июля 2019
Закон «О навигационной деятельности» должен быть системообразующим

11 апреля 2019 года на сайте журнала «Вестник ГЛОНАСС» была опубликована заметка под названием «Провалившийся на этапе общественных обсуждений законопроект «О навигационной деятельности» пытаются «протащить» опять». В публикации приводятся высказывания оставшегося неназванным представителя грузоперевозчиков относительно поправок в закон «О навигационной деятельности», который утверждает, что эти поправки, будучи подвергшимися «критике со стороны отраслевых экспертов и общественности в марте, пытаются снова внести на рассмотрение». По его мнению, принятие предложенных поправок негативно скажется на потребителях, поскольку прописывается обязательность передачи навигационной информации от многофункциональных бортовых устройств автомобилей в контрольные и надзорные органы через систему «Платон».

Судя по всему, речь в заметке идёт о двух законопроектах, разработанных Минтрансом России. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов они были размещены под номерами 02/04/04-16/00047960 от 14.04.2015 и 01/05/03-19/00089527 от 19.01.2019 соответственно. Оба проекта действительно по большинству позиций идентичны. Существенное различие, правда, состоит в том, что в первом случае предлагалось навигационную информацию о колёсных транспортных средствах передавать в надзорные органы посредством системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а во втором – через систему взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (в обоих проектах – новелла закона в виде статьи 4.1), то есть именно через систему «Платон».

Собеседник журналиста полагает также, что процесс повторного размещения является грубым нарушением процедуры оценки регулирующего воздействия, которая предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии…». Данный порядок, как он считает, не предусматривает возможности повторного размещения законопроекта после принятия решения об отказе в его подготовке.

Думается, что это утверждение не совсем верно. Поскольку прямого запрета на повторное внесение аналогичного (сходного по содержанию) законопроекта на стадии его обсуждения до передачи в Государственную Думу нет, то о грубом нарушении порядка речь не идёт. Да, мы видим фактически те же яйца, но с другого бока и несколько иного цвета, но формально имеем новый проект. Однако необходимо указать на то, что в принципе запрет на повторное обсуждение проекта федерального закона может иметь место. Эта установлено п. 24 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (утв. Постановлением Правительства РФ № 851 от 25.08.2012). Но такой запрет вступает в силу в случае, если проект дошел до Президента или Правительства РФ, но был ими возвращен разработчику. А к высшим руководителям государства всё-таки критикуемый законопроект, как видно, не направлялся.

Тем не менее, проблема данной заметкой поднята более чем животрепещущая. Это вопрос о качестве закона и вносимых в него изменений, и не только обозначенных выше. За всё время его действия изменения в закон вносились дважды – в 2014 и 2015 гг. А попыток же изменения – только по данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов – 9. Из них до Государственной Думы дошло – 4. Два законопроекта о внесении изменений было отклонено . Глухой ропот «глонассовской» общественности слышится постоянно. И число сломанных копий вокруг него – уже немалое. Закон становится многострадальным. На страницах нашего журнала эта тема поднималась неоднократно. Например, в интервью с вашем покорным слугой, озаглавленном «Нормативный шум» для спутниковой навигации» (см 3-й номер «Вестника ГЛОНАСС» за 2017 г.). Негативные последствия от противоречащих «правовой природе вещей» некоторых положений закона уже не сводятся только к излишней финансовой нагрузке на бизнес или на бюджет, но и уже имеют связь в глазах людей даже с человеческими жертвами, хотя и не напрямую.

Константин Рейтор, ведущий специалист по нормативному обеспечению Ассоциации «ГЛОНСС/ГНСС-Форум».


С полной версией статьи можно ознакомиться в журнале «Вестник ГЛОНАСС» №4-2019. Подписка бесплатная.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~YbeLo
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.