Статьи

Спутниковая навигация объединит Россию и Китай

20 Февраля 2015
Спутниковая навигация объединит Россию и Китай

На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» о сотрудничестве Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области применения спутниковой навигации различных сферах и областях  народного хозяйства отвечают заместитель президента по стратегическому развитию НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко и Панг Чунлин, Генеральный секретарь Ассоциации китайских производителей и пользователей телематического оборудования (TIAA).

Евгений Белянко - НП ГЛОНАСС
- Каковы основные итоги Первого Российско-Китайского форума по спутниковой навигации?

Евгений Белянко: Первый Российско-Китайский форум по спутниковой навигации состоялся летом 2014года в рамках Первого Российско-Китайского ЭКСПО в Харбине.

Китайская канцелярия по спутниковой навигации и Министерство транспорта Российской Федерации совместно с НП «ГЛОНАСС» (далее Партнёрство) организовали на форуме сессию «Практический опыт использования навигационных технологий ГЛОНАСС и BeiDou в экономике России и Китая», где российские и китайские участники, представители государственных органов и бизнеса двух стран обсудили перспективы сотрудничества.

На Первом Российско-Китайском форуме по спутниковой навигации Партнёрство провело  совещание с Канцелярией по спутниковой навигации (CSNO).  На этом совещании мы впервые детально обсудили развитие нашего сотрудничества, в первую очередь, в части применения технологий на основе ГЛОНАСС/BeiDou.

Мы также договорились о сотрудничестве по нескольким пилотным проектам. Первый - это размещение в одном из аэропортов КНР локальной контрольно-корректирующей станции российского производства. Эта система навигации, посадки и мониторинга сигналов будет обеспечивать спутниковую навигацию для полетов методом зональной навигации и точный заход на посадку, работая по двум созвездиям ГЛОНАСС и BeiDou.

Второй проект, о котором шла речь, – контрольно-корректирующие станции (ККС) для систем управления движением судов на внутренних водных путях. Для мониторинга траффика судов на одной из рек КНР будут использоваться контрольно-корректирующие станции с ГЛОНАСС/BeiDou/GPS, что позволит увеличить точность навигации.

- С какими еще организациями из КНР сотрудничает Партнерство?

Евгений Белянко: В августе совместно с Альянсом участников телематической индустрии Китая (TIAA) мы провели Первый Российско-Китайский форум по телематике в городе Далянь. Он был приурочен к встрече Подкомиссии по сотрудничеству в области связи и информационных технологий Межправительственной комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая. Проведение Форума поддержали Министерство промышленности и информатизации КНР и Министерство экономического развития Российской Федерации.

В рамках Форума Партнёрство и TIAA подписали Совместную декларацию о сотрудничестве. Мы договорились о взаимодействии в сферах гармонизации стандартов навигационно-информационных систем безопасности на транспорте, разработки и предоставления телематических услуг, а также в смежных отраслях: цифровой картографии, разработки и производства чипсетов ГЛОНАСС/BeiDou и автомобильных навигационно-связных устройств с функцией вызова аварийных служб.

Декларация определяет и ряд совместных пилотных навигационных проектов на приграничных территориях, а также взаимодействие сторон в целях создания российско-китайского промышленного парка в области телематики.

По итогам проведения Первого Российско-Китайского форума по телематике Партнёрство и TIAA приняли решение о придании ему статуса ежегодного и международного. Следующие форумы будут  поочередно проходить на территории России и Китая.

Сейчас Партнерство продолжает продуктивную работу с TIAA. Представители ассоциации приняли участие в Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» и стали участниками организованной Партнёрством совместной российско-китайской экспозиции на выставке «Открытые инновации» в октябре этого года.

13 октября в Москве Партнёрство подписало  меморандум о сотрудничестве с китайской госкорпорацией China North Industries Corporation (Norinco). В документе прописаны намерения развивать взаимодействие по пяти направлениям: совместная разработка и производство высокотехнологичных микрочипов, совместная подготовка проекта «Шелковый путь», изучение возможностей для развития бизнеса с использованием высокоточной навигации, совместная разработка навигационной аппаратуры, объединяющей возможности систем ГЛОНАСС и BeiDou, а также изучение возможности для создания совместных предприятий в области спутниковой навигации.

Также недавно состоялась встреча Партнёрства с Китайской промышленной корпорацией «Великая стена».  Мы обсудили перспективы сотрудничества представителей бизнеса России и Китая в области применения спутниковой навигации. В ближайшее время КПК «Великая стена» определит перечень компаний, входящих в состав корпорации, которые будут взаимодействовать с российскими компания навигационной отрасли. Партнёрство и «Великая стена» договорились о проведении ряда совместных мероприятий в следующем году в рамках национальных навигационных форумов. В России совместное мероприятие планируется в рамках VIII Международного навигационного Форума и выставки «Навитех».

- Как вы оцениваете перспективы сотрудничества на рынке применения спутниковой навигации?

Евгений Белянко: Важность и перспективность сотрудничества России и Китая в сфере спутниковой навигации неоднократно отмечалось руководством обеих стран. 11 октября в Сочи состоялось 18-е заседание Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств под руководством вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна. По итогам заседания участники комиссии отметили, что российско-китайское сотрудничество в вопросах совместимости, взаимодополняемости и оценки мониторинга навигационных систем, а также популяризации приложений получило хорошее начало и теперь продвигается стабильными темпами.

Мы считаем, что для развития сотрудничества целесообразно использовать различные механизмы, в том числе специализированные рабочие группы в области стандартизации, перспектив разработки на транспорте и т.д. Также перспективным является создание совместного специализированного фонда и совместных специализированных технопарков и бизнес-инкубаторов для развития технологий ГЛОНАСС/BeiDou.

- Чем выгоден для России китайский рынок, а для Китая российский?

Евгений Белянко: Опыт России в области реализации масштабных проектов по применению спутниковой навигации гораздо больше, чем опыт китайских организаций. Уже созданы или находятся в процессе создания системы: «ЭРА-ГЛОНАСС», мониторинга пассажирских перевозок и опасных грузов, взимания платы с большегрузного транспорта, тахографического и весового контроля.

Китай для нас интересен своим опытом по серийному производству всего спектра электроники – от микросхем до бортового оборудования. Одновременно Китай – крупнейший мировой рынок автомобилей. В 2013 году в Китае было продано 22 миллиона новых машин – каждый четвертый новый автомобиль в мире продан на территории Китая. Поскольку авторынок – одни из основных потребителей товаров и услуг, связанных со спутниковой  навигацией, то и перспективы развития навигационных технологий там очень привлекательны.

- Какие вопросы надо решить российской стороне для гармонизации действующих и перспективных технологий и сервисов?

Евгений Белянко: «Односторонняя» гармонизация была бы неправильным решением. Наша совместная цель – построение взаимовыгодных отношений, а это дорога с двусторонним движением. Китайские партнеры это очень хорошо понимают. Гармонизацией стандартов и технологий займутся соответствующие российско-китайские рабочие группы.

- Существуют ли сейчас планы совместных пилотных навигационных проектов? Какова направленность таких проектов?

Евгений Белянко: Направления сотрудничества двух стран уже закреплены в ряде совместных документов. Среди них: реализация совместных проектов внедрения технологий ГЛОНАСС/BeiDou, гармонизация стандартов в области систем в области навигационно-информационных безопасности на транспорте, разработка и продвижение двусистемных приемников и оборудования, а также навигационно-информационных услуг на массовом рынке, обеспечение совместимости государственных систем, в том числе на автотранспорте.

Уже сейчас идет работа по первым пилотным совместным проектам с участием российских и китайских компаний в сфере применения спутниковой навигации в области микроэлектроники, трансграничных перевозок, систем управления морскими и воздушными судами с применением высокоточной навигации.

Первые итоги нашего сотрудничества были представлены Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву и Премьеру Госсовета КНР Ли Кэцяну в ходе их посещения выставки «Открытые инновации» в Москве.

- Как можно оценить возможности технологического сотрудничества России и Китая?

Евгений Белянко: Для такого сотрудничества есть все основания. Как я уже отмечал, Китай очень заинтересован в опыте России по развитию навигационно-информационных систем масштаба всей страны на транспорте. Здесь мы одни из мировых лидеров. Китай интересен нам своими возможностями по серийному производству готовой продукции.

- Существует ли интерес у китайской стороны к российской системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Евгений Белянко: Сегодня в Китае прорабатывается вопрос создания национальной системы экстренного реагирования при авариях. Этим занимается специальная рабочая группа TIAA под руководством Huawei.

Совместимость базовой услуги российской и китайской систем реагирования при авариях, основанной на технологиях eCall, является одной из стратегических целей сотрудничества Партнёрства и TIAA.

Россия готова предложить КНР апробированные решения и стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС»  для создания национальной системы экстренного реагирования на транспорте для потенциального создания общего пространства безопасности на автомобильных дорогах. В ходе встреч Партнёрства и TIAA наши специалисты поделились с китайскими коллегами опытом создания национального проекта такого масштаба.

В сентябре этого года Партнёрство принимало участие в заседании рабочей группы по системе экстренного реагирования при авариях в КНР, которая проходила в городе Уси. TIAA представила наглядную демонстрацию работы первого прототипа китайской системы экстренного реагирования при авариях. После нажатия «тревожной» кнопки на терминале вызов поступил в систему и был обработан.

Для дальнейшей совместной работы над концепцией китайской системы реагирования при авариях Партнёрство и TIAA решили создать техническую рабочую группу. Ее участники займутся анализом и обсуждением технических требований, которые заложены в стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС», и аналогичного разрабатываемого комплекса стандартов для системы КНР. Также Партнёрство предложило испытать имеющееся у TIAA оборудование в рамках тестового комплекса системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

- Есть ли желание и возможности у Китая оказывать содействие в вопросах импортозамещения?

Евгений Белянко: Ипортозамещение – это стратегическая задача для российской промышленности, и замена импорта из стран западной Европы и США на импорт из Китая – это не есть импортозамещение.

Диверсификация импорта, устранение монополии на импорт по отдельным позициям – да, здесь Китай очень хороший помощник. В будущем, я считаю, на территории России будут созданы и совместные российско-китайские предприятия.


Панг Чунлин - TIAA

- Как Вы оцениваете перспективы развития китайского и российского телематических рынков?

Панг Чунлин: Я полагаю, что понятие телематики достаточно обширно и включает в себя не только доступ к информации в автомобиле, но и связь с автомобилем в форматах V2V/V2I/V2P (транспортное средство (тс) с  тс/ тс с инфраструктурой/ тс с человеком), это лежит в основе таких систем как ADAS  и прочих автоматических систем, также как и интеллектуальные приложения и сервисы на базе ИТС.

Емкость китайского автомобильного рынка составляет более 20 миллионов машин ежегодно, стоимость электронного оснащения одной машины возросла с 10% до 30%, а также более 4 миллионов машин коммерческого транспорта оснащаются системами контроля по требованию правительства.

Я полагаю, что подобная тенденция прослеживается как на российском, так и на китайском автомобильном рынке. Ассоциации китайских производителей и пользователей телематического оборудования (TIAA) активно продвигает идею сотрудничества среди компаний-участников между Китаем и Россией совместно с нашими коллегами из НП ГЛОНАСС.

- В каких сферах предполагается взаимодействие в области навигационно-информационных услуг и телематики китайской и российской сторон?

Панг Чунлин: В рамках регулярной встречи глав правительств России и Китая, которая прошла 1 августа 2014 года, в Даляне, в Китае, TIAA и НП ГЛОНАСС подписали декларацию о сотрудничестве.

В соответствии с этим документов, сотрудничество сторон предполагается по следующим направлениям:

(1)    Разработка чипсетов/ алгоритмов, бортового оборудования на базе систем Бейдоу/ГЛОНАСС, учитывая при проектирование необходимые функции и обоснованную стоимость продуктов.

(2)    Оснащение трансграничных (автомобили, пересекающие российско-китайскую границу) транспортных средств бортовым оборудованием на базе двух систем Бейдоу/ГЛОНАСС, разработка сервисной платформы для  транспортных средств, в целых их обеспечения  навигационными услугами, прохождения таможни, иммиграционного контроля, гражданской инспекции.

(3)    Содействие сторон в организации сотрудничества по вопросам предоставления навигационных услуг и внедрения системы экстренного реагирования при авариях, также в форматах V2V/V2I и электронной идентификации.

(4)    Сотрудничество по вопросу стандартизации, основные положения которых (техническое задание TOR), будут публиковаться и регулярно обновляться, на основе данного документа, гармонизация стандартов для телематической отрасли.

- В чем выражается участие российской стороны при разработке концепции китайской системы реагирования при авариях?

Панг Чунлин: Система экстренного реагирования при авариях еще не прошла обсуждения на законодательном уровне в Китае, но наша Ассоциация работает над созданием китайской версии eCall уже около двух лет, рабочую группу возглавляет компания «Huawei» несколько тестовых испытаний системы проводятся в отдельных китайских городах. TIAA,безусловно, завершит разработку системы экстренного реагирования при авариях в будущем. Мы приветствуем обмен опытом с Россией в целях улучшения процесса гармонизации будущей китайской системы с системами ЭРА ГЛОНАСС и eCall в аспектах разработке технологий и продуктов, но решения, касательно ввода системы в эксплуатацию, будут утверждаться правительством Китая.

- Считаете ли Вы возможным применения на территориях России и Китая навигационного оборудования, использующего только системы БейДоу и ГЛОНАСС?

Панг Чунлин: Около 16 тыс. автомобилей пересекали границу в 2013 году, транспортные средства не были оснащены ни навигационными системами, ни системами экстренного реагирования при авариях, а также данным автомобилям не предоставлялись никакие информационные услуги, это оставляет нам возможность для предложения новых видов сервиса.

К концу 2014 года, Ассоциация проведет опрос компаний и водителей, работающих в приграничных регионах Китая, для того чтобы понимать какие конкретные требования они предъявляют к навигационным услугам и оборудованию, какой контент необходим, какая цена была бы приемлемой и т.д.  Я полагаю, что трансграничный рынок навигационных услуг имеет большие перспективы.

- В каких областях народного хозяйства Китая применение навигационно-информационных технологий может принести наибольший эффект?

Панг Чунлин: Навигационные услуги имеют большой потенциал на рынке пассажирского транспорта, опираясь на развитие и сближение с такими областями как облачные технологии, интренет коммерция, взаимодействие человек – машина, передача данных, навигационная составляющая придаст динамики, интеллектуальности в развитии телематичской индустрии и, по моему мнению, в ближайшем будущем, мы можем ожидать появление 2,3 гигантских Интернет компаний на китайском рынке.

Еще одна область применения – это услуги, контролируемые  правительством, в области ИТС, например, дорожное планирование, мониторинг и контроль транспортных потоков, идентификация транспортных средств, взимание платы за проезд, мониторинг и управления транспортом.

Беседовал Константин Крейденко

Редакция журнала "Вестник ГЛОНАСС" благодарит пресс-службу НП "ГЛОНАСС" за помощь в организации интервью.



Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС" №4(20)-2014г.
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~wYhbm

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться на сайте.
L1 RTK GNSS приемник
30.11.2016
В последнее время появилось множество желающих отрапортовать об эффективном внедрении и использовании навигационно-информационных технологий. Стали появляться «лидеры» «по внедрению ГЛОНАСС» и среди регионов, и среди отдельных организаций-предприятий. Но не смотря на большое количество самоназначенных передовиков, все оценки связаны, как правило, с успешным освоением денежных средств, выделенных федеральными органами.
Задачу оценки эффективности использования навигационной аппаратуры потребителя (НАП) можно переформулировать без потери смысла следующим образом: насколько эффективно субъекты Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) используют НАП?
11.07.2016
Начальник отдела международного сотрудничества Аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Сергей Силин рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» об участии в международных мероприятиях, на которых сотрудники Аппарата отстаивают интересы Российской Федерации в области спутниковой навигации. Сотрудники Аппарата в 2015 году приняли участие в 12 мероприятиях, в основном международных, хотя также проходили и внутрироссийские мероприятия с участием представителей других стран. Если говорить в целом, то деятельность велась по двум основным направлениям. Во-первых, мы участвовали в мероприятиях по линии международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам при ООН, который занимается регулированием процесса взаимодействия провайдеров услуг спутниковой навигации, т.е. прежде всего, тех стран, которые имеют ГНСС либо региональные спутниковые навигационные системы. В деятельности комитета также принимают участие государства, которые, так или иначе, используют ГНСС в своей экономической деятельности.
27.06.2016
О наиболее активно развивающемся виде беспилотных транспортных систем, а именно о летательных, читателям журнала «Вестник ГЛОНАСС» расскажет Сергей Жуков, генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий".
Перспективы комплексной услуги, построенной на спутниковом и «беспилотном» мониторинге, весьма заманчивы. Космос обеспечивает картинку с относительно невысоким разрешением и не очень высокой точностью привязки к координатам. Но этого вполне достаточно для решения кадастровых задач вне населённых пунктов или мониторинга сельхозугодий. Там, где необходимо, например, в населённых пунктах, используются данные, полученные с помощью беспилотников.
17.05.2016
В стратегии развития АО «ГЛОНАСС» среди прочего указано «создание экосистемы сервис провайдеров», которые должны стать нашими партнёрами на взаимовыгодных условиях. Мы готовы быть партнёрами для тех, кто начинает разрабатывать сервисы; предоставлять возможности тестирования тех или иных сервисов с использованием нашей инфраструктуры и потом, соответственно, совместно развивать эти сервисы как в локальной, так и в облачной технологии. Мы предлагаем объединять усилия. Сегодня создаётся много идентичных продуктов – на это уходит очень много сил и времени. Есть вещи, которые являются базовыми, но каждый начинает самостоятельно разрабатывать эту базовую платформу у себя. Это очень большие траты не только на её разработку, но и на поддержание и постоянное совершенствование. Было бы гораздо целесообразнее потратить больше средств на развитие конечного сервиса. Мы открыты для общения. Интерес к возможности использования инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» очень большой, сейчас многое будет зависеть от того, насколько быстро автомобили будут оснащаться устройствами.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

ГЛОНАСС на международной арене
Начальник отдела международного сотрудничества Аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Сергей Силин рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» об участии в международных мероприятиях, на которых сотрудники Аппарата отстаивают интересы Российской Федерации в области спутниковой навигации. Сотрудники Аппарата в 2015 году приняли участие в 12 мероприятиях, в основном международных, хотя также проходили и внутрироссийские мероприятия с участием представителей других стран. Если говорить в целом, то деятельность велась по двум основным направлениям. Во-первых, мы участвовали в мероприятиях по линии международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам при ООН, который занимается регулированием процесса взаимодействия провайдеров услуг спутниковой навигации, т.е. прежде всего, тех стран, которые имеют ГНСС либо региональные спутниковые навигационные системы. В деятельности комитета также принимают участие государства, которые, так или иначе, используют ГНСС в своей экономической деятельности.
Российские Космические Системы