Статьи

Спутниковая навигация объединит Россию и Китай

20 Февраля 2015
Спутниковая навигация объединит Россию и Китай

На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» о сотрудничестве Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области применения спутниковой навигации различных сферах и областях  народного хозяйства отвечают заместитель президента по стратегическому развитию НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко и Панг Чунлин, Генеральный секретарь Ассоциации китайских производителей и пользователей телематического оборудования (TIAA).

Евгений Белянко - НП ГЛОНАСС
- Каковы основные итоги Первого Российско-Китайского форума по спутниковой навигации?

Евгений Белянко: Первый Российско-Китайский форум по спутниковой навигации состоялся летом 2014года в рамках Первого Российско-Китайского ЭКСПО в Харбине.

Китайская канцелярия по спутниковой навигации и Министерство транспорта Российской Федерации совместно с НП «ГЛОНАСС» (далее Партнёрство) организовали на форуме сессию «Практический опыт использования навигационных технологий ГЛОНАСС и BeiDou в экономике России и Китая», где российские и китайские участники, представители государственных органов и бизнеса двух стран обсудили перспективы сотрудничества.

На Первом Российско-Китайском форуме по спутниковой навигации Партнёрство провело  совещание с Канцелярией по спутниковой навигации (CSNO).  На этом совещании мы впервые детально обсудили развитие нашего сотрудничества, в первую очередь, в части применения технологий на основе ГЛОНАСС/BeiDou.

Мы также договорились о сотрудничестве по нескольким пилотным проектам. Первый - это размещение в одном из аэропортов КНР локальной контрольно-корректирующей станции российского производства. Эта система навигации, посадки и мониторинга сигналов будет обеспечивать спутниковую навигацию для полетов методом зональной навигации и точный заход на посадку, работая по двум созвездиям ГЛОНАСС и BeiDou.

Второй проект, о котором шла речь, – контрольно-корректирующие станции (ККС) для систем управления движением судов на внутренних водных путях. Для мониторинга траффика судов на одной из рек КНР будут использоваться контрольно-корректирующие станции с ГЛОНАСС/BeiDou/GPS, что позволит увеличить точность навигации.

- С какими еще организациями из КНР сотрудничает Партнерство?

Евгений Белянко: В августе совместно с Альянсом участников телематической индустрии Китая (TIAA) мы провели Первый Российско-Китайский форум по телематике в городе Далянь. Он был приурочен к встрече Подкомиссии по сотрудничеству в области связи и информационных технологий Межправительственной комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая. Проведение Форума поддержали Министерство промышленности и информатизации КНР и Министерство экономического развития Российской Федерации.

В рамках Форума Партнёрство и TIAA подписали Совместную декларацию о сотрудничестве. Мы договорились о взаимодействии в сферах гармонизации стандартов навигационно-информационных систем безопасности на транспорте, разработки и предоставления телематических услуг, а также в смежных отраслях: цифровой картографии, разработки и производства чипсетов ГЛОНАСС/BeiDou и автомобильных навигационно-связных устройств с функцией вызова аварийных служб.

Декларация определяет и ряд совместных пилотных навигационных проектов на приграничных территориях, а также взаимодействие сторон в целях создания российско-китайского промышленного парка в области телематики.

По итогам проведения Первого Российско-Китайского форума по телематике Партнёрство и TIAA приняли решение о придании ему статуса ежегодного и международного. Следующие форумы будут  поочередно проходить на территории России и Китая.

Сейчас Партнерство продолжает продуктивную работу с TIAA. Представители ассоциации приняли участие в Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» и стали участниками организованной Партнёрством совместной российско-китайской экспозиции на выставке «Открытые инновации» в октябре этого года.

13 октября в Москве Партнёрство подписало  меморандум о сотрудничестве с китайской госкорпорацией China North Industries Corporation (Norinco). В документе прописаны намерения развивать взаимодействие по пяти направлениям: совместная разработка и производство высокотехнологичных микрочипов, совместная подготовка проекта «Шелковый путь», изучение возможностей для развития бизнеса с использованием высокоточной навигации, совместная разработка навигационной аппаратуры, объединяющей возможности систем ГЛОНАСС и BeiDou, а также изучение возможности для создания совместных предприятий в области спутниковой навигации.

Также недавно состоялась встреча Партнёрства с Китайской промышленной корпорацией «Великая стена».  Мы обсудили перспективы сотрудничества представителей бизнеса России и Китая в области применения спутниковой навигации. В ближайшее время КПК «Великая стена» определит перечень компаний, входящих в состав корпорации, которые будут взаимодействовать с российскими компания навигационной отрасли. Партнёрство и «Великая стена» договорились о проведении ряда совместных мероприятий в следующем году в рамках национальных навигационных форумов. В России совместное мероприятие планируется в рамках VIII Международного навигационного Форума и выставки «Навитех».

- Как вы оцениваете перспективы сотрудничества на рынке применения спутниковой навигации?

Евгений Белянко: Важность и перспективность сотрудничества России и Китая в сфере спутниковой навигации неоднократно отмечалось руководством обеих стран. 11 октября в Сочи состоялось 18-е заседание Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств под руководством вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна. По итогам заседания участники комиссии отметили, что российско-китайское сотрудничество в вопросах совместимости, взаимодополняемости и оценки мониторинга навигационных систем, а также популяризации приложений получило хорошее начало и теперь продвигается стабильными темпами.

Мы считаем, что для развития сотрудничества целесообразно использовать различные механизмы, в том числе специализированные рабочие группы в области стандартизации, перспектив разработки на транспорте и т.д. Также перспективным является создание совместного специализированного фонда и совместных специализированных технопарков и бизнес-инкубаторов для развития технологий ГЛОНАСС/BeiDou.

- Чем выгоден для России китайский рынок, а для Китая российский?

Евгений Белянко: Опыт России в области реализации масштабных проектов по применению спутниковой навигации гораздо больше, чем опыт китайских организаций. Уже созданы или находятся в процессе создания системы: «ЭРА-ГЛОНАСС», мониторинга пассажирских перевозок и опасных грузов, взимания платы с большегрузного транспорта, тахографического и весового контроля.

Китай для нас интересен своим опытом по серийному производству всего спектра электроники – от микросхем до бортового оборудования. Одновременно Китай – крупнейший мировой рынок автомобилей. В 2013 году в Китае было продано 22 миллиона новых машин – каждый четвертый новый автомобиль в мире продан на территории Китая. Поскольку авторынок – одни из основных потребителей товаров и услуг, связанных со спутниковой  навигацией, то и перспективы развития навигационных технологий там очень привлекательны.

- Какие вопросы надо решить российской стороне для гармонизации действующих и перспективных технологий и сервисов?

Евгений Белянко: «Односторонняя» гармонизация была бы неправильным решением. Наша совместная цель – построение взаимовыгодных отношений, а это дорога с двусторонним движением. Китайские партнеры это очень хорошо понимают. Гармонизацией стандартов и технологий займутся соответствующие российско-китайские рабочие группы.

- Существуют ли сейчас планы совместных пилотных навигационных проектов? Какова направленность таких проектов?

Евгений Белянко: Направления сотрудничества двух стран уже закреплены в ряде совместных документов. Среди них: реализация совместных проектов внедрения технологий ГЛОНАСС/BeiDou, гармонизация стандартов в области систем в области навигационно-информационных безопасности на транспорте, разработка и продвижение двусистемных приемников и оборудования, а также навигационно-информационных услуг на массовом рынке, обеспечение совместимости государственных систем, в том числе на автотранспорте.

Уже сейчас идет работа по первым пилотным совместным проектам с участием российских и китайских компаний в сфере применения спутниковой навигации в области микроэлектроники, трансграничных перевозок, систем управления морскими и воздушными судами с применением высокоточной навигации.

Первые итоги нашего сотрудничества были представлены Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву и Премьеру Госсовета КНР Ли Кэцяну в ходе их посещения выставки «Открытые инновации» в Москве.

- Как можно оценить возможности технологического сотрудничества России и Китая?

Евгений Белянко: Для такого сотрудничества есть все основания. Как я уже отмечал, Китай очень заинтересован в опыте России по развитию навигационно-информационных систем масштаба всей страны на транспорте. Здесь мы одни из мировых лидеров. Китай интересен нам своими возможностями по серийному производству готовой продукции.

- Существует ли интерес у китайской стороны к российской системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Евгений Белянко: Сегодня в Китае прорабатывается вопрос создания национальной системы экстренного реагирования при авариях. Этим занимается специальная рабочая группа TIAA под руководством Huawei.

Совместимость базовой услуги российской и китайской систем реагирования при авариях, основанной на технологиях eCall, является одной из стратегических целей сотрудничества Партнёрства и TIAA.

Россия готова предложить КНР апробированные решения и стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС»  для создания национальной системы экстренного реагирования на транспорте для потенциального создания общего пространства безопасности на автомобильных дорогах. В ходе встреч Партнёрства и TIAA наши специалисты поделились с китайскими коллегами опытом создания национального проекта такого масштаба.

В сентябре этого года Партнёрство принимало участие в заседании рабочей группы по системе экстренного реагирования при авариях в КНР, которая проходила в городе Уси. TIAA представила наглядную демонстрацию работы первого прототипа китайской системы экстренного реагирования при авариях. После нажатия «тревожной» кнопки на терминале вызов поступил в систему и был обработан.

Для дальнейшей совместной работы над концепцией китайской системы реагирования при авариях Партнёрство и TIAA решили создать техническую рабочую группу. Ее участники займутся анализом и обсуждением технических требований, которые заложены в стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС», и аналогичного разрабатываемого комплекса стандартов для системы КНР. Также Партнёрство предложило испытать имеющееся у TIAA оборудование в рамках тестового комплекса системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

- Есть ли желание и возможности у Китая оказывать содействие в вопросах импортозамещения?

Евгений Белянко: Ипортозамещение – это стратегическая задача для российской промышленности, и замена импорта из стран западной Европы и США на импорт из Китая – это не есть импортозамещение.

Диверсификация импорта, устранение монополии на импорт по отдельным позициям – да, здесь Китай очень хороший помощник. В будущем, я считаю, на территории России будут созданы и совместные российско-китайские предприятия.


Панг Чунлин - TIAA

- Как Вы оцениваете перспективы развития китайского и российского телематических рынков?

Панг Чунлин: Я полагаю, что понятие телематики достаточно обширно и включает в себя не только доступ к информации в автомобиле, но и связь с автомобилем в форматах V2V/V2I/V2P (транспортное средство (тс) с  тс/ тс с инфраструктурой/ тс с человеком), это лежит в основе таких систем как ADAS  и прочих автоматических систем, также как и интеллектуальные приложения и сервисы на базе ИТС.

Емкость китайского автомобильного рынка составляет более 20 миллионов машин ежегодно, стоимость электронного оснащения одной машины возросла с 10% до 30%, а также более 4 миллионов машин коммерческого транспорта оснащаются системами контроля по требованию правительства.

Я полагаю, что подобная тенденция прослеживается как на российском, так и на китайском автомобильном рынке. Ассоциации китайских производителей и пользователей телематического оборудования (TIAA) активно продвигает идею сотрудничества среди компаний-участников между Китаем и Россией совместно с нашими коллегами из НП ГЛОНАСС.

- В каких сферах предполагается взаимодействие в области навигационно-информационных услуг и телематики китайской и российской сторон?

Панг Чунлин: В рамках регулярной встречи глав правительств России и Китая, которая прошла 1 августа 2014 года, в Даляне, в Китае, TIAA и НП ГЛОНАСС подписали декларацию о сотрудничестве.

В соответствии с этим документов, сотрудничество сторон предполагается по следующим направлениям:

(1)    Разработка чипсетов/ алгоритмов, бортового оборудования на базе систем Бейдоу/ГЛОНАСС, учитывая при проектирование необходимые функции и обоснованную стоимость продуктов.

(2)    Оснащение трансграничных (автомобили, пересекающие российско-китайскую границу) транспортных средств бортовым оборудованием на базе двух систем Бейдоу/ГЛОНАСС, разработка сервисной платформы для  транспортных средств, в целых их обеспечения  навигационными услугами, прохождения таможни, иммиграционного контроля, гражданской инспекции.

(3)    Содействие сторон в организации сотрудничества по вопросам предоставления навигационных услуг и внедрения системы экстренного реагирования при авариях, также в форматах V2V/V2I и электронной идентификации.

(4)    Сотрудничество по вопросу стандартизации, основные положения которых (техническое задание TOR), будут публиковаться и регулярно обновляться, на основе данного документа, гармонизация стандартов для телематической отрасли.

- В чем выражается участие российской стороны при разработке концепции китайской системы реагирования при авариях?

Панг Чунлин: Система экстренного реагирования при авариях еще не прошла обсуждения на законодательном уровне в Китае, но наша Ассоциация работает над созданием китайской версии eCall уже около двух лет, рабочую группу возглавляет компания «Huawei» несколько тестовых испытаний системы проводятся в отдельных китайских городах. TIAA,безусловно, завершит разработку системы экстренного реагирования при авариях в будущем. Мы приветствуем обмен опытом с Россией в целях улучшения процесса гармонизации будущей китайской системы с системами ЭРА ГЛОНАСС и eCall в аспектах разработке технологий и продуктов, но решения, касательно ввода системы в эксплуатацию, будут утверждаться правительством Китая.

- Считаете ли Вы возможным применения на территориях России и Китая навигационного оборудования, использующего только системы БейДоу и ГЛОНАСС?

Панг Чунлин: Около 16 тыс. автомобилей пересекали границу в 2013 году, транспортные средства не были оснащены ни навигационными системами, ни системами экстренного реагирования при авариях, а также данным автомобилям не предоставлялись никакие информационные услуги, это оставляет нам возможность для предложения новых видов сервиса.

К концу 2014 года, Ассоциация проведет опрос компаний и водителей, работающих в приграничных регионах Китая, для того чтобы понимать какие конкретные требования они предъявляют к навигационным услугам и оборудованию, какой контент необходим, какая цена была бы приемлемой и т.д.  Я полагаю, что трансграничный рынок навигационных услуг имеет большие перспективы.

- В каких областях народного хозяйства Китая применение навигационно-информационных технологий может принести наибольший эффект?

Панг Чунлин: Навигационные услуги имеют большой потенциал на рынке пассажирского транспорта, опираясь на развитие и сближение с такими областями как облачные технологии, интренет коммерция, взаимодействие человек – машина, передача данных, навигационная составляющая придаст динамики, интеллектуальности в развитии телематичской индустрии и, по моему мнению, в ближайшем будущем, мы можем ожидать появление 2,3 гигантских Интернет компаний на китайском рынке.

Еще одна область применения – это услуги, контролируемые  правительством, в области ИТС, например, дорожное планирование, мониторинг и контроль транспортных потоков, идентификация транспортных средств, взимание платы за проезд, мониторинг и управления транспортом.

Беседовал Константин Крейденко

Редакция журнала "Вестник ГЛОНАСС" благодарит пресс-службу НП "ГЛОНАСС" за помощь в организации интервью.



Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС" №4(20)-2014г.
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~wYhbm

03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.