Статьи

Спутниковая навигация объединит Россию и Китай

20 Февраля 2015
Спутниковая навигация объединит Россию и Китай

На вопросы журнала «Вестник ГЛОНАСС» о сотрудничестве Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области применения спутниковой навигации различных сферах и областях  народного хозяйства отвечают заместитель президента по стратегическому развитию НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко и Панг Чунлин, Генеральный секретарь Ассоциации китайских производителей и пользователей телематического оборудования (TIAA).

Евгений Белянко - НП ГЛОНАСС
- Каковы основные итоги Первого Российско-Китайского форума по спутниковой навигации?

Евгений Белянко: Первый Российско-Китайский форум по спутниковой навигации состоялся летом 2014года в рамках Первого Российско-Китайского ЭКСПО в Харбине.

Китайская канцелярия по спутниковой навигации и Министерство транспорта Российской Федерации совместно с НП «ГЛОНАСС» (далее Партнёрство) организовали на форуме сессию «Практический опыт использования навигационных технологий ГЛОНАСС и BeiDou в экономике России и Китая», где российские и китайские участники, представители государственных органов и бизнеса двух стран обсудили перспективы сотрудничества.

На Первом Российско-Китайском форуме по спутниковой навигации Партнёрство провело  совещание с Канцелярией по спутниковой навигации (CSNO).  На этом совещании мы впервые детально обсудили развитие нашего сотрудничества, в первую очередь, в части применения технологий на основе ГЛОНАСС/BeiDou.

Мы также договорились о сотрудничестве по нескольким пилотным проектам. Первый - это размещение в одном из аэропортов КНР локальной контрольно-корректирующей станции российского производства. Эта система навигации, посадки и мониторинга сигналов будет обеспечивать спутниковую навигацию для полетов методом зональной навигации и точный заход на посадку, работая по двум созвездиям ГЛОНАСС и BeiDou.

Второй проект, о котором шла речь, – контрольно-корректирующие станции (ККС) для систем управления движением судов на внутренних водных путях. Для мониторинга траффика судов на одной из рек КНР будут использоваться контрольно-корректирующие станции с ГЛОНАСС/BeiDou/GPS, что позволит увеличить точность навигации.

- С какими еще организациями из КНР сотрудничает Партнерство?

Евгений Белянко: В августе совместно с Альянсом участников телематической индустрии Китая (TIAA) мы провели Первый Российско-Китайский форум по телематике в городе Далянь. Он был приурочен к встрече Подкомиссии по сотрудничеству в области связи и информационных технологий Межправительственной комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая. Проведение Форума поддержали Министерство промышленности и информатизации КНР и Министерство экономического развития Российской Федерации.

В рамках Форума Партнёрство и TIAA подписали Совместную декларацию о сотрудничестве. Мы договорились о взаимодействии в сферах гармонизации стандартов навигационно-информационных систем безопасности на транспорте, разработки и предоставления телематических услуг, а также в смежных отраслях: цифровой картографии, разработки и производства чипсетов ГЛОНАСС/BeiDou и автомобильных навигационно-связных устройств с функцией вызова аварийных служб.

Декларация определяет и ряд совместных пилотных навигационных проектов на приграничных территориях, а также взаимодействие сторон в целях создания российско-китайского промышленного парка в области телематики.

По итогам проведения Первого Российско-Китайского форума по телематике Партнёрство и TIAA приняли решение о придании ему статуса ежегодного и международного. Следующие форумы будут  поочередно проходить на территории России и Китая.

Сейчас Партнерство продолжает продуктивную работу с TIAA. Представители ассоциации приняли участие в Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» и стали участниками организованной Партнёрством совместной российско-китайской экспозиции на выставке «Открытые инновации» в октябре этого года.

13 октября в Москве Партнёрство подписало  меморандум о сотрудничестве с китайской госкорпорацией China North Industries Corporation (Norinco). В документе прописаны намерения развивать взаимодействие по пяти направлениям: совместная разработка и производство высокотехнологичных микрочипов, совместная подготовка проекта «Шелковый путь», изучение возможностей для развития бизнеса с использованием высокоточной навигации, совместная разработка навигационной аппаратуры, объединяющей возможности систем ГЛОНАСС и BeiDou, а также изучение возможности для создания совместных предприятий в области спутниковой навигации.

Также недавно состоялась встреча Партнёрства с Китайской промышленной корпорацией «Великая стена».  Мы обсудили перспективы сотрудничества представителей бизнеса России и Китая в области применения спутниковой навигации. В ближайшее время КПК «Великая стена» определит перечень компаний, входящих в состав корпорации, которые будут взаимодействовать с российскими компания навигационной отрасли. Партнёрство и «Великая стена» договорились о проведении ряда совместных мероприятий в следующем году в рамках национальных навигационных форумов. В России совместное мероприятие планируется в рамках VIII Международного навигационного Форума и выставки «Навитех».

- Как вы оцениваете перспективы сотрудничества на рынке применения спутниковой навигации?

Евгений Белянко: Важность и перспективность сотрудничества России и Китая в сфере спутниковой навигации неоднократно отмечалось руководством обеих стран. 11 октября в Сочи состоялось 18-е заседание Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств под руководством вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина и вице-премьера Госсовета КНР Ван Яна. По итогам заседания участники комиссии отметили, что российско-китайское сотрудничество в вопросах совместимости, взаимодополняемости и оценки мониторинга навигационных систем, а также популяризации приложений получило хорошее начало и теперь продвигается стабильными темпами.

Мы считаем, что для развития сотрудничества целесообразно использовать различные механизмы, в том числе специализированные рабочие группы в области стандартизации, перспектив разработки на транспорте и т.д. Также перспективным является создание совместного специализированного фонда и совместных специализированных технопарков и бизнес-инкубаторов для развития технологий ГЛОНАСС/BeiDou.

- Чем выгоден для России китайский рынок, а для Китая российский?

Евгений Белянко: Опыт России в области реализации масштабных проектов по применению спутниковой навигации гораздо больше, чем опыт китайских организаций. Уже созданы или находятся в процессе создания системы: «ЭРА-ГЛОНАСС», мониторинга пассажирских перевозок и опасных грузов, взимания платы с большегрузного транспорта, тахографического и весового контроля.

Китай для нас интересен своим опытом по серийному производству всего спектра электроники – от микросхем до бортового оборудования. Одновременно Китай – крупнейший мировой рынок автомобилей. В 2013 году в Китае было продано 22 миллиона новых машин – каждый четвертый новый автомобиль в мире продан на территории Китая. Поскольку авторынок – одни из основных потребителей товаров и услуг, связанных со спутниковой  навигацией, то и перспективы развития навигационных технологий там очень привлекательны.

- Какие вопросы надо решить российской стороне для гармонизации действующих и перспективных технологий и сервисов?

Евгений Белянко: «Односторонняя» гармонизация была бы неправильным решением. Наша совместная цель – построение взаимовыгодных отношений, а это дорога с двусторонним движением. Китайские партнеры это очень хорошо понимают. Гармонизацией стандартов и технологий займутся соответствующие российско-китайские рабочие группы.

- Существуют ли сейчас планы совместных пилотных навигационных проектов? Какова направленность таких проектов?

Евгений Белянко: Направления сотрудничества двух стран уже закреплены в ряде совместных документов. Среди них: реализация совместных проектов внедрения технологий ГЛОНАСС/BeiDou, гармонизация стандартов в области систем в области навигационно-информационных безопасности на транспорте, разработка и продвижение двусистемных приемников и оборудования, а также навигационно-информационных услуг на массовом рынке, обеспечение совместимости государственных систем, в том числе на автотранспорте.

Уже сейчас идет работа по первым пилотным совместным проектам с участием российских и китайских компаний в сфере применения спутниковой навигации в области микроэлектроники, трансграничных перевозок, систем управления морскими и воздушными судами с применением высокоточной навигации.

Первые итоги нашего сотрудничества были представлены Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву и Премьеру Госсовета КНР Ли Кэцяну в ходе их посещения выставки «Открытые инновации» в Москве.

- Как можно оценить возможности технологического сотрудничества России и Китая?

Евгений Белянко: Для такого сотрудничества есть все основания. Как я уже отмечал, Китай очень заинтересован в опыте России по развитию навигационно-информационных систем масштаба всей страны на транспорте. Здесь мы одни из мировых лидеров. Китай интересен нам своими возможностями по серийному производству готовой продукции.

- Существует ли интерес у китайской стороны к российской системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Евгений Белянко: Сегодня в Китае прорабатывается вопрос создания национальной системы экстренного реагирования при авариях. Этим занимается специальная рабочая группа TIAA под руководством Huawei.

Совместимость базовой услуги российской и китайской систем реагирования при авариях, основанной на технологиях eCall, является одной из стратегических целей сотрудничества Партнёрства и TIAA.

Россия готова предложить КНР апробированные решения и стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС»  для создания национальной системы экстренного реагирования на транспорте для потенциального создания общего пространства безопасности на автомобильных дорогах. В ходе встреч Партнёрства и TIAA наши специалисты поделились с китайскими коллегами опытом создания национального проекта такого масштаба.

В сентябре этого года Партнёрство принимало участие в заседании рабочей группы по системе экстренного реагирования при авариях в КНР, которая проходила в городе Уси. TIAA представила наглядную демонстрацию работы первого прототипа китайской системы экстренного реагирования при авариях. После нажатия «тревожной» кнопки на терминале вызов поступил в систему и был обработан.

Для дальнейшей совместной работы над концепцией китайской системы реагирования при авариях Партнёрство и TIAA решили создать техническую рабочую группу. Ее участники займутся анализом и обсуждением технических требований, которые заложены в стандарты «ЭРА-ГЛОНАСС», и аналогичного разрабатываемого комплекса стандартов для системы КНР. Также Партнёрство предложило испытать имеющееся у TIAA оборудование в рамках тестового комплекса системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

- Есть ли желание и возможности у Китая оказывать содействие в вопросах импортозамещения?

Евгений Белянко: Ипортозамещение – это стратегическая задача для российской промышленности, и замена импорта из стран западной Европы и США на импорт из Китая – это не есть импортозамещение.

Диверсификация импорта, устранение монополии на импорт по отдельным позициям – да, здесь Китай очень хороший помощник. В будущем, я считаю, на территории России будут созданы и совместные российско-китайские предприятия.


Панг Чунлин - TIAA

- Как Вы оцениваете перспективы развития китайского и российского телематических рынков?

Панг Чунлин: Я полагаю, что понятие телематики достаточно обширно и включает в себя не только доступ к информации в автомобиле, но и связь с автомобилем в форматах V2V/V2I/V2P (транспортное средство (тс) с  тс/ тс с инфраструктурой/ тс с человеком), это лежит в основе таких систем как ADAS  и прочих автоматических систем, также как и интеллектуальные приложения и сервисы на базе ИТС.

Емкость китайского автомобильного рынка составляет более 20 миллионов машин ежегодно, стоимость электронного оснащения одной машины возросла с 10% до 30%, а также более 4 миллионов машин коммерческого транспорта оснащаются системами контроля по требованию правительства.

Я полагаю, что подобная тенденция прослеживается как на российском, так и на китайском автомобильном рынке. Ассоциации китайских производителей и пользователей телематического оборудования (TIAA) активно продвигает идею сотрудничества среди компаний-участников между Китаем и Россией совместно с нашими коллегами из НП ГЛОНАСС.

- В каких сферах предполагается взаимодействие в области навигационно-информационных услуг и телематики китайской и российской сторон?

Панг Чунлин: В рамках регулярной встречи глав правительств России и Китая, которая прошла 1 августа 2014 года, в Даляне, в Китае, TIAA и НП ГЛОНАСС подписали декларацию о сотрудничестве.

В соответствии с этим документов, сотрудничество сторон предполагается по следующим направлениям:

(1)    Разработка чипсетов/ алгоритмов, бортового оборудования на базе систем Бейдоу/ГЛОНАСС, учитывая при проектирование необходимые функции и обоснованную стоимость продуктов.

(2)    Оснащение трансграничных (автомобили, пересекающие российско-китайскую границу) транспортных средств бортовым оборудованием на базе двух систем Бейдоу/ГЛОНАСС, разработка сервисной платформы для  транспортных средств, в целых их обеспечения  навигационными услугами, прохождения таможни, иммиграционного контроля, гражданской инспекции.

(3)    Содействие сторон в организации сотрудничества по вопросам предоставления навигационных услуг и внедрения системы экстренного реагирования при авариях, также в форматах V2V/V2I и электронной идентификации.

(4)    Сотрудничество по вопросу стандартизации, основные положения которых (техническое задание TOR), будут публиковаться и регулярно обновляться, на основе данного документа, гармонизация стандартов для телематической отрасли.

- В чем выражается участие российской стороны при разработке концепции китайской системы реагирования при авариях?

Панг Чунлин: Система экстренного реагирования при авариях еще не прошла обсуждения на законодательном уровне в Китае, но наша Ассоциация работает над созданием китайской версии eCall уже около двух лет, рабочую группу возглавляет компания «Huawei» несколько тестовых испытаний системы проводятся в отдельных китайских городах. TIAA,безусловно, завершит разработку системы экстренного реагирования при авариях в будущем. Мы приветствуем обмен опытом с Россией в целях улучшения процесса гармонизации будущей китайской системы с системами ЭРА ГЛОНАСС и eCall в аспектах разработке технологий и продуктов, но решения, касательно ввода системы в эксплуатацию, будут утверждаться правительством Китая.

- Считаете ли Вы возможным применения на территориях России и Китая навигационного оборудования, использующего только системы БейДоу и ГЛОНАСС?

Панг Чунлин: Около 16 тыс. автомобилей пересекали границу в 2013 году, транспортные средства не были оснащены ни навигационными системами, ни системами экстренного реагирования при авариях, а также данным автомобилям не предоставлялись никакие информационные услуги, это оставляет нам возможность для предложения новых видов сервиса.

К концу 2014 года, Ассоциация проведет опрос компаний и водителей, работающих в приграничных регионах Китая, для того чтобы понимать какие конкретные требования они предъявляют к навигационным услугам и оборудованию, какой контент необходим, какая цена была бы приемлемой и т.д.  Я полагаю, что трансграничный рынок навигационных услуг имеет большие перспективы.

- В каких областях народного хозяйства Китая применение навигационно-информационных технологий может принести наибольший эффект?

Панг Чунлин: Навигационные услуги имеют большой потенциал на рынке пассажирского транспорта, опираясь на развитие и сближение с такими областями как облачные технологии, интренет коммерция, взаимодействие человек – машина, передача данных, навигационная составляющая придаст динамики, интеллектуальности в развитии телематичской индустрии и, по моему мнению, в ближайшем будущем, мы можем ожидать появление 2,3 гигантских Интернет компаний на китайском рынке.

Еще одна область применения – это услуги, контролируемые  правительством, в области ИТС, например, дорожное планирование, мониторинг и контроль транспортных потоков, идентификация транспортных средств, взимание платы за проезд, мониторинг и управления транспортом.

Беседовал Константин Крейденко

Редакция журнала "Вестник ГЛОНАСС" благодарит пресс-службу НП "ГЛОНАСС" за помощь в организации интервью.



Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС" №4(20)-2014г.
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~wYhbm

24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.