Технологии

Возможна ли альтернативная навигация, использующая сигналы коммуникационных спутников

21 Июля 2021
Возможна ли альтернативная навигация, использующая сигналы коммуникационных спутников

В настоящее время существует сильная зависимость от глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), которые предоставляют услуги навигации, определение местоположения и времени. Это касается как критически важной инфраструктуры и военных операций, так и повседневной жизни. Однако сигналы ГНСС – слабые, что делает их уязвимыми как для преднамеренных, так и для случайных помех и подмены (спуфинга). Уже понятно, что требуются альтернативные средства навигации, которые должны действовать, когда ГНСС полностью недоступна, или хотя бы проверять её.

Для дополнения и замены сигналов ГНСС на тех же частотах могут использоваться более сильные спутниковые сигналы, что сделает возможным определение местоположения и синхронизацию. Они предназначены для связи с небольшими терминалами, такими как спутниковые телефоны или модемы, так что их можно обработать до размера, подходящего для обычного ГНСС-приёмника. В отличие от мощных наземных сигналов, таких как телевизионные передатчики или мобильные базовые станции, спутниковые сигналы имеют преимущество обеспечения глобального покрытия и не подвержены локальным перебоям в подаче электроэнергии или отключениям. Оборонная научно-техническая лаборатория (Dstl) профинансировала компанию, которая исследовала этот подход и сконструировала прототип антенной решётки, способной принимать спутниковые сигналы от ряда различных источников в диапазонах L и S. Это позволило измерить направление, допплеровское время и время распространения для каждого спутника. Затем был проведён ряд испытаний 4 × 4, чтобы подтвердить результат.

Исследование показало, что вполне возможно использовать передачу сигналов от работающих созвездий Iridium, Globalstar и Orbcomm для осуществления навигации и синхронизации движущейся платформы. В настоящее время это реализуется с помощью антенной решётки, но может быть достигнуто с помощью одной антенны для платформ с ограниченным пространством. Дальнейшие усилия будут направлены на повышение точности позиционирования за счёт использования большего количества спутниковых сигналов и на доведение концепции до более высокого уровня технологической готовности (TRL) в сотрудничестве с правительством, военными пользователями и промышленными партнёрами.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

По материалам Roke

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~l0691
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.