Технологии

В Норвегии шумят по поводу глушения сигналов GPS

20 Февраля 2020
В Норвегии шумят по поводу глушения сигналов GPS

В начале 2017 года полиция норвежского региона Финнмарк (самой северной крупной административно-территориальной единицы королевства) заметила, что сигналы GPS во многих местах в их округе, хоть и нечасто, но исчезали. Это создало проблемы для нескольких гражданских субъектов, среди которых – авиация и другие, которые зависят от спутниковой навигации, предполагает The Resilient Navigation and Timing Foundation - научно-образовательная благотворительная организация, зарегистрированная в штате Вирджиния (США). 

Полицейский округ норвежского региона уведомил Национальное полицейское управление о том, что происходит, но не получил никакого ответа, говорит начальник полиции округа Эллен Катрин Хетта.

«Мы послали сигнал тревоги по полицейским каналам, но ничего не произошло. Только когда этот вопрос попал в СМИ, начался диалог», - сказала Хетта на состоявшейся на днях Киркенесской конференции во время разговора о безопасности на севере страны.

В интервью High North News Хетта подробно рассказывает о ситуации, возникшей зимой 2017 года.

- Когда возникают чрезвычайные ситуации, мы всегда предоставляем отчёты в Национальное полицейское управление (НПД). Однако ситуация, вероятно, не воспринималась как серьёзная для гражданской готовности, как это было на самом деле. Всё осложнялось тем, что помехи были нестабильными и непредсказуемыми. Не продержалось достаточно долго, чтобы начать удовлетворительное измерение.

- Значит, когда вы обнаружили это, вы сообщили об этом в Национальное полицейское управление?

- Да, мы всегда будем уведомлять НПД, когда происходят чрезвычайные происшествия, как и в этот раз. Тем не менее, это, вероятно, не воспринималось так серьёзно, как это было на самом деле.

- Вы восприняли это как нечто серьёзное?

- Мы считаем, что это серьезно, когда вы больше не можете доверять GPS. Есть много тех, кто ведет свою деятельность в глубинке и использует GPS как единственный инструмент, который может помочь, - говорит Хетта.

High North News запросила комментарий у НПД. В официальном ответе начальник секции готовности Йорн Шельдеруп пишет:

«Вопрос о неполадках навигации в Финнмарке поднят на высшем политическом уровне и демонстрирует, что норвежские власти серьёзно относятся к подобным инцидентам. НДП поддерживает тесный диалог с полицейскими округами по поводу их восприятия местных проблем, и оценки, связанные с отдельными случаями, будут предметом диалога с соответствующим начальником полиции».

Глушение GPS было впервые обнаружено зимой 2017 года и происходило на протяжении всего 2018 года. Последние зарегистрированные помехи в Финнмарке были зафиксированы в январе и феврале 2019 года.

Спецслужбы традиционно указывают на Россию как на источник возмущений GPS. Полиция норвежского самого северного региона, которая начала расследование, пришла к выводу, что у них нет шансов продолжить это расследование, поскольку норвежская полиция не имеет никакой возможности установить, откуда берутся помехи.

До сих пор неизвестной деталью в возмущениях сигналов GPS в Финнмарке этого периода является то, что также был зарегистрирован предполагаемый «спуфинг». Это способ, с помощью которого можно манипулировать сигналами GPS, чтобы пользователь был обманут, полагая, что он находится в другом месте, чем на самом деле. Последствия спуфинга могут быть гораздо серьёзнее, чем в случае, когда сигналы GPS просто недоступны, так как неправильная навигация может привести к несчастным случаям.

Хетта утверждает, что между Осло и Москвой состоялся некий диалог на низовом уровне по этой проблеме. Известно, что полиция норвежского региона также поднимала вопрос о постановке помех на встречах с сотрудниками ФСБ России в Мурманске и Петрозаводске.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~rK6oF
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.