Технологии

Проверка точности определения местоположения смартфонами

20 Февраля 2023
Проверка точности определения местоположения смартфонами

Приёмники Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), будь то в смартфонах, автомобилях или в других устройствах, рассчитывают своё местоположение при помощи сигналов как минимум четырёх спутников из доступных ГНСС и региональных группировок. Приёмник использует разницу во времени между временем передачи со спутника и временем приёма сигнала для вычисления расстояния или дальности от спутника до приёмника. Как только устройство ГНСС получит сигналы от нескольких спутников, оно узнает положение каждого из них и расстояние до них. Чем больше спутниковых сигналов, тем выше точность позиционирования.

ГНСС – это ГЛОНАСС, Galileo, BeiDou и GPS. Для GPS, Galileo, BeiDou каждый спутник передаёт свой сигнал в разных диапазонах (до трёх). Это означает, что старые приёмники, поддерживающие только ГЛОНАСС и GPS в одном диапазоне, менее точны, чем новые устройства, поддерживающие четырёхсозвездные и двухдиапазонные системы.

Поскольку спутники вращаются на высоте 24 000 км над землёй, сигнал, поступающий на землю, слишком слаб, чтобы пройти через крышу, густую листву или туннель. Кроме того, сигнал проходит через ионосферу и тропосферу, что также влияет на время его распространения.

В плотной городской среде высокие здания также могут маскировать сигнал от определённых спутников, уменьшая количество сигналов, доступных для вычисления местоположения. Кроме того, высокие здания могут создавать эффект каньона, который отражает и умножает сигналы между спутником и приёмником, и эти «эхо» могут влиять на точность определения дальности.

Качество навигации в смартфоне зависит от приёмника ГНСС (набора микросхем), его механизма позиционирования (программного обеспечения), качества антенны и аппаратной интеграции. В дополнение к чистому ГНСС-позиционированию современные смартфоны используют инерциальные датчики (гироскопы, акселерометры и барометры) и позиционирование на основе сети (которое зависит от сетей мобильных телефонов и Wi-Fi). Эти различные технологии помогают компенсировать недостаток или отсутствие спутниковых сигналов ГНСС.

Мобильные телефоны не всегда имели встроенные навигационные системы. Первый телефон со встроенной функцией спутниковой навигации и встроенными картами от производителя телефонов «Бенефон» (Benefon) появился в 1999 году и в основном продавался в Европе, но подготовил почву для будущих телефонов с поддержкой GPS. В 2011 году МТС 945 ГЛОНАСС стал первым в мире смартфоном с поддержкой ГЛОНАСС.

Xiaomi Mi 8, появившийся в 2018 году, стал первым смартфоном с двухчастотным ГНСС. Оснащённый навигационным чипом, он может обеспечивать точность до дециметрового уровня для услуг определения местоположения и навигации транспортных средств. В настоящее время все смартфоны, кроме самых дешёвых, оснащены какой-либо навигационной системой.

Ресурс Dxomark, тестирующий смартфоны, задался целью получить общее представление о производительности ГНСС-позиционирования.

Тестовая платформа включала в себя:

• Самые точные мультисозвездия (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo) и трёхчастотные приёмники на рынке с возможностью обработки последних сигналов европейской группировки Galileo (E6). В дополнение к этой аппаратной платформе алгоритмы Geoflex могут вычислять точное позиционирование точек для достижения уровня точности менее 4 сантиметров. Это необходимо, чтобы получить хороший эталонный трек для сравнения с позициями тестируемых смартфонов.

• Качественные ГНСС-антенны.

• Инерциальную систему в сочетании с ГНСС для улучшения эталонного решения при недостаточном качестве или отсутствии сигналов ГНСС.

Тестировщики взяли эталонную систему и смартфоны и отправились в трёхчасовую поездку по окрестностям Парижа. Маршрут включал городские районы, районы «плотной застройки» (высокие здания близко друг к другу), районы под открытым небом и закрытые районы, такие как туннели, леса и подземные переходы. За исключением областей под открытым небом, каждая из этих сред создаёт проблемы для систем ГНСС.

Неудивительно, что более дорогие смартфоны с более быстрыми процессорами, лучшими антеннами, большим количеством созвездий, а также с двумя диапазонами показали лучшие результаты, чем более экономичные модели. Все смартфоны хорошо показали себя в открытом небе, потому что условия распространения ГНСС и SNR (сигнал-шум) очень хорошие. Однако были существенные различия в характеристиках в более сложных условиях, и особенно при прохождении тоннеля.

Устройство 10 перестало давать координаты в середине тоннеля (достигнут предел точности по акселерометрическому датчику), а Устройство 15 продолжало давать положения прямолинейно без контроля качества траектории (возможно, из-за одноосного акселерометра).

Напротив, Устройство 5 имеет 3D-гироскоп и акселерометр, которые позволяют ему следовать изгибу туннеля, что имеет значение для участков траектории без приёма ГНСС. На самом деле, Устройство 5 также имело самые близкие результаты к эталонному треку в густонаселённой городской местности, поскольку его инерционный датчик обеспечивал хорошую точность локализации между зданиями.

Появление четырёх созвездий и двухдиапазонных навигационных спутниковых технологий представляет собой значительное улучшение по сравнению с более ранними системами спутниковой навигации. Более новые приемники ГНСС, в том числе способные принимать трёхдиапазонные сигналы, станут обычным явлением даже в более экономичных смартфонах. Но какие дальнейшие улучшения мы можем ожидать, когда устройства следующего поколения будут использовать более сложные навигационные технологии, а спрос на всё более точное позиционирование будет расти?

Помимо смартфонов, мы предполагаем широкое использование технологии ГНСС во многих видах встроенной электроники и в таких устройствах, как камеры с обзором 360°. Мы думаем, что услуги коррекции ГНСС помогут производителям и конечным пользователям улучшить спутниковые сигналы и данные инерциальных датчиков, чтобы точность определения местоположения измерялась всего в сантиметрах (а не в метрах или даже в более крупных единицах расстояния). Такая точность окажет огромное влияние на мобильность людей и на самые разные услуги (например, доставку дронами).

Что касается звука, аккумулятора, камеры или дисплея смартфона, аппаратное обеспечение — это только одна часть уравнения, а программное обеспечение играет наиболее важную роль. Мы видим, что устройства с одинаковым аппаратным обеспечением не обеспечивают одинаковой точности, и это связано с настройкой программного обеспечения.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Dxomark
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~VP1jI
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.
10.04.2024
Точный и надёжный сигнал ГНСС лежит в основе многих передовых систем помощи водителю (ADAS) и автономных транспортных средств (AV), но системные уязвимости в приёмниках могут помешать этой технологии полностью реализовать свой потенциал. Проблемы варьируются от повседневных раздражающих отражений в городских кварталах до злонамеренных кибератак. По мере развития системы связи «автомобиль ко всему» (V2X) этим системам потребуется более высокая степень защиты.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.