Технологии

Нарушат ли умные города баланс между сбором данных и личной конфиденциальностью?

14 Сентября 2022
Нарушат ли умные города баланс между сбором данных и личной конфиденциальностью?

Как найти баланс между сбором исчерпывающих данных о гражданах, чтобы максимизировать преимущества умных городов, и защитой прав на неприкосновенность частной жизни?

Сбор и анализ данных в умных городах имеет большие перспективы. Это может повысить производительность и безопасность, создать рабочие места, принести пользу окружающей среде и сделать государственные услуги более эффективными и доступными.

Однако один аспект умных городов вызывает больше беспокойства: угроза конфиденциальности и возможность наблюдения и контроля.

В настоящих умных городах будущего различие между человеком и машиной должно быть тривиальным. В принципе, все «вещи» будут объединены в сеть как часть Интернета вещей (IoT), и их можно будет постоянно контролировать и отслеживать. Но чтобы умные города работали, им также потребуются данные о численности населения.

Умные города предоставляют интересную возможность сделать общество более эффективным и устойчивым. Но, как и в случае любых цифровых инноваций, необходимо поступать осторожно при рассмотрении долгосрочных последствий для конфиденциальности. Объём данных, которые потенциально могут быть собраны о людях, огромен и сопряжен со значительными рисками.

Есть две основные проблемы, когда речь идёт о конфиденциальности в сети. Во-первых, это безопасность базовой инфраструктуры. Сети, которые используются каждый день, не были предназначены для обеспечения безопасности. Они были разработаны для передачи данных из точки А в точку Б. Они были исправлены, обновлены и зашифрованы, но сети всегда будут доступны для взлома, если они будут следовать парадигме отсутствия безопасности по своей природе.

Во-вторых, взлом может быть наименьшей из общих забот. Специалисты утверждают, что бизнес-модели крупных технологических фирм враждебны частной жизни. Так, Meta (организация признана в РФ экстремистской), Google и Apple и неоднократно обвинялись в использовании конфиденциальности пользователей в коммерческих целях только за последний год. Умные города открывают дополнительные возможности для капиталистов, чтобы собирать больше данных о людях, чем когда-либо прежде.

Но что могут контролировать фирмы или даже правительства в умном городе? Есть вероятность того, что вещи станут очень личными, и очень быстро. Уже есть технология, которая может оценить ваше сердцебиение без необходимости физического осмотра — так называемый удалённый мониторинг физиологических величин. Это не должно быть зловещим. Это имеет очевидную ценность, скажем, в телемедицине, но его можно использовать для отслеживания людей способами, которые многие сочтут навязчивыми.

Таким образом, фундаментальный вопрос заключается в том, должен ли быть компромисс между конфиденциальностью и использованием технологий и данных в умном городе.

Достижение правильных стандартов может быть проблемой. Наличие всеобъемлющих стандартов для Интернета вещей было проблемой в течение многих лет. И это отсутствие стандартов в IoT является проблемой для умных городов. Причина, по которой множество доказательств концепции и пилотных проектов не стали массовыми, заключается в том, что нельзя достичь уровня, на котором можно слепо им доверять.

Цепочка доверия, то есть доверие ко всей технологической системе, а не к отдельным устройствам или сетям, необходима для использования Интернета вещей. Общество уже живёт с идеей цепочки доверия, даже если этого не осознаёт.

Одним из аспектов цепочки доверия является вера в то, что система не будет за вами шпионить. Умный город в любое время должен иметь возможность защитить права субъектов данных, например, право на забвение или право на доступ.

Загвоздка, конечно, в том, что чем больше личных данных предоставляет пользователь, тем лучше сервис, который может предложить умный город. Специалисты утверждают, что технически возможно провести чёткую границу между тем, что является личными и частными данными, а что нет. Это применимо даже когда речь идёт об обучении систем искусственного интеллекта, которым требуется много данных для построения надёжных моделей, например, в автономном вождении. В принципе, все данные, используемые системой искусственного интеллекта, могут быть санированы, чтобы гарантировать отсутствие личной информации. Вопрос в том, была ли она продезинфицирована.

Обещание умных городов может быть реализовано «без антиутопического края». Учитывая быструю цифровизацию общества, основное противоречие между конфиденциальностью и удобством в таких проектах обязательно сохранится в ближайшем будущем. Регулирующие органы, гражданское общество и промышленность должны будут работать вместе, чтобы гарантировать, что человеческое достоинство и фундаментальное право на неприкосновенность частной жизни получают должное как за счёт технологических достижений, так и за счёт более эффективного управления.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Raconteur Media
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~D0qe7
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.