Технологии

На Луне может быть реализована система навигации на основе гравитационного поля

26 Декабря 2019

Для Луны может быть разработана навигационная система, базирующаяся на параметрах гравитационного поля. По расчетам специалистов, такая навигационная система будет отличаться высокой точность. Об этом сообщили журналу «Вестник ГЛОНАСС» в пресс-службе Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). 

Проведенное во ВНИИФТРИ программно-математическое моделирование показало возможность создания налунных систем навигации, использующих измерения параметров гравитационного поля Луны. 

«При этом показано, что на Луне, при использовании уже созданных земных гравиметров и гравитационных градиентометров, достижимая точность навигации потенциально выше, чем на Земле. Это объясняется значительно большим градиентом гравитационного поля Луны по сравнению с градиентом поля Земли. Другими словами, аномальность (изрезанность) Лунного поля значительно более выражена, чем аномальность поля Земли на ее поверхности. Поэтому при тех же точностях бортовых гравитационных измерителей ожидаемая точность навигации существенно выше», - отметили во ВНИИФТРИ. 

В настоящее время специалисты института ведут работы по созданию новых систем позиционирования на основе свойств гравитации. Сейчас идут работы по созданию соответствующих макетов и демонстраторов. 

Как пояснили во ВНИИФТРИ, применение этих систем возможно в качестве ассистирующих (вспомогательных) в системе ГЛОНАСС. Наилучшим образом гравитационные системы навигации способны проявить себя там, где сигналы ГЛОНАСС вообще отсутствуют: под водой, под землей, в городских каньонах, в закрытых помещениях и др. 

Преимуществом такой системы является то, что она является помехозащищенной. «Ассистирующие системы навигации на основе измерений параметров гравитационного поля имеют абсолютную помехозащищенность ввиду отсутствия искусственных источников помех для гравитационного поля», - сказали в институте. 


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~P6vRi
20.03.2024
Сотрудники Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ разработали высокочастностный ионный двигатель с электродами из углерод-углеродного композиционного материала. Новинку предполагается использовать в низкоорбитальных малы спутниках навигации, связи и дистанционного зондирования Земли.
18.03.2024
Холдинг «Росэлектроника» начал выпуск линейки электронных и электротехнических модулей управления для легких дронов, наземных, подводных и надводных беспилотников. Об этом сообщает Ростех.
15.03.2024
Ученые Сибирского федерального университета разработали высокоточную систему на базе ГЛОНАСС для мониторинга опасных объектов инфраструктуры, сообщили в пресс-службе университета.
14.03.2024
Картограф из компании «Яндекс» Анна Ананьева опубликовала исследование «Навигация в Арктике. Спутниковые стратегии повышения безопасности на море».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.