Технологии

На Луне может быть реализована система навигации на основе гравитационного поля

26 Декабря 2019

Для Луны может быть разработана навигационная система, базирующаяся на параметрах гравитационного поля. По расчетам специалистов, такая навигационная система будет отличаться высокой точность. Об этом сообщили журналу «Вестник ГЛОНАСС» в пресс-службе Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). 

Проведенное во ВНИИФТРИ программно-математическое моделирование показало возможность создания налунных систем навигации, использующих измерения параметров гравитационного поля Луны. 

«При этом показано, что на Луне, при использовании уже созданных земных гравиметров и гравитационных градиентометров, достижимая точность навигации потенциально выше, чем на Земле. Это объясняется значительно большим градиентом гравитационного поля Луны по сравнению с градиентом поля Земли. Другими словами, аномальность (изрезанность) Лунного поля значительно более выражена, чем аномальность поля Земли на ее поверхности. Поэтому при тех же точностях бортовых гравитационных измерителей ожидаемая точность навигации существенно выше», - отметили во ВНИИФТРИ. 

В настоящее время специалисты института ведут работы по созданию новых систем позиционирования на основе свойств гравитации. Сейчас идут работы по созданию соответствующих макетов и демонстраторов. 

Как пояснили во ВНИИФТРИ, применение этих систем возможно в качестве ассистирующих (вспомогательных) в системе ГЛОНАСС. Наилучшим образом гравитационные системы навигации способны проявить себя там, где сигналы ГЛОНАСС вообще отсутствуют: под водой, под землей, в городских каньонах, в закрытых помещениях и др. 

Преимуществом такой системы является то, что она является помехозащищенной. «Ассистирующие системы навигации на основе измерений параметров гравитационного поля имеют абсолютную помехозащищенность ввиду отсутствия искусственных источников помех для гравитационного поля», - сказали в институте. 


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~P6vRi
18.04.2025
22 апреля 2025 года в рамках XVIII Международного Навигационного форума состоится торжественная церемония вручения ежегодной премии Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в области навигации. В 2008 году Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» учреждена ежегодная премия в области навигации, вручаемая в двух номинациях: «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» и «За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС».
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.