Технологии

На Луне может быть реализована система навигации на основе гравитационного поля

26 Декабря 2019

Для Луны может быть разработана навигационная система, базирующаяся на параметрах гравитационного поля. По расчетам специалистов, такая навигационная система будет отличаться высокой точность. Об этом сообщили журналу «Вестник ГЛОНАСС» в пресс-службе Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ). 

Проведенное во ВНИИФТРИ программно-математическое моделирование показало возможность создания налунных систем навигации, использующих измерения параметров гравитационного поля Луны. 

«При этом показано, что на Луне, при использовании уже созданных земных гравиметров и гравитационных градиентометров, достижимая точность навигации потенциально выше, чем на Земле. Это объясняется значительно большим градиентом гравитационного поля Луны по сравнению с градиентом поля Земли. Другими словами, аномальность (изрезанность) Лунного поля значительно более выражена, чем аномальность поля Земли на ее поверхности. Поэтому при тех же точностях бортовых гравитационных измерителей ожидаемая точность навигации существенно выше», - отметили во ВНИИФТРИ. 

В настоящее время специалисты института ведут работы по созданию новых систем позиционирования на основе свойств гравитации. Сейчас идут работы по созданию соответствующих макетов и демонстраторов. 

Как пояснили во ВНИИФТРИ, применение этих систем возможно в качестве ассистирующих (вспомогательных) в системе ГЛОНАСС. Наилучшим образом гравитационные системы навигации способны проявить себя там, где сигналы ГЛОНАСС вообще отсутствуют: под водой, под землей, в городских каньонах, в закрытых помещениях и др. 

Преимуществом такой системы является то, что она является помехозащищенной. «Ассистирующие системы навигации на основе измерений параметров гравитационного поля имеют абсолютную помехозащищенность ввиду отсутствия искусственных источников помех для гравитационного поля», - сказали в институте. 


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~P6vRi
30.06.2025
Австралийские учёные провели эксперимент, чтобы понять, как бабочки-богуны находят дорогу. Они поместили бабочек в симулятор полёта и отключили магнитное поле Земли. В таких условиях бабочки всё равно летели в нужном направлении. Это значит, что они ориентируются по звёздам.
27.06.2025
Роскосмос, естественно, диктует государственную политику, предприятия собирают какие-то системы и комплексы, научные школы обеспечивают кадры и сами школы, а мы должны поддерживать те технологии, из которых будут собираться соответствующие системы. Что мы, собственно, и делаем.
26.06.2025
В современном мире технологии навигации широко применяются в различных сферах деятельности человека. Особенно эффективно системы управления подвижными объектами (ПО) работают, когда в них интегрированы навигационные, телекоммуникационные, программно-картографические и программно-математические инструменты.
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.