Технологии

Европейская навигационная система научилась подтверждать свой сигнал

23 Марта 2021
Европейская навигационная система научилась подтверждать свой сигнал

Европейская ГНСС Galileo сумела осуществить определение местоположения на основе навигационных сигналов с открытым сервисом, несущим аутентификационные данные. Это тестирование системы аутентификации, задуманное как способ борьбы со злонамеренным «спуфингом» сигналов спутниковой навигации, началось в Навигационной лаборатории Европейского космического агентства (ESA) – там же, где в 2013 году было сделана первая навигационная привязка Galileo.

Эти привязки «положения, скорости, времени» подтверждённого сигнала были сделаны с использованием в общей сложности восьми спутников. Испытания представляют собой доказательство концепции возможной оперативной услуги, предлагающей определение местоположения с аутентифицированными данными пользователей.

Известно, что спуфинг может использоваться как средство подавления беспилотных летательных аппаратов или перенаправления морских судов. Некоторые места с высокой степенью безопасности стали известны подделкой сигналов, которые препятствуют надёжному использованию спутниковой навигации в этих местах.

«До сих пор у приёмника, принимающего навигационный сигнал со спутника, не было возможности подтвердить, что это правильный сигнал, – комментирует навигационный инженер Стефано Бинда, курирующий проект для ESA. – Это может привести к «спуфингу». Злоумышленники и вражеские организации используют ложные сигналы, чтобы ввести пользователей в заблуждение относительно их фактического положения. Служба аутентификации предлагает способ этот обман предотвратить. В последние годы эта проблема стала настолько серьёзной, что Еврокомиссия, ESA и Европейское агентство ГНСС (GSA) решили разработать аутентификацию сигнала в качестве отличительного признака для Galileo».

Команда Управления навигации ESA в техническом центре ESTEC Агентства в Нидерландах работала со своими коллегами из GSA в центрах управления Galileo (GCC) в Италии и Германии и в сервисном центре Galileo (GSC) в Испании.

«Используя механизм повседневной аутентификации, вы можете отправить документ с цифровой подписью, где и отправитель, и получатель используют совместимые криптографические ключи для проверки источника документа, – добавляет Стефано. – В нашем случае мы работали с ограниченной полосой пропускания в пределах навигационного сигнала, поэтому вместо этого выбрали подход «с задержкой». Это означает, что исходные данные объединяются в короткий тег, за которым в течение короткого промежутка времени, обычно не превышающего 30 секунд, следует ключ, который может проверить тег и аутентифицировать данные, связанные с ним».

В процессе тестирования центры управления Galileo отправляют навигационный сигнал в GSC для добавления кода аутентификации, который затем возвращается на спутники, чтобы быть полученным и аутентифицированным тестовыми приёмниками в навигационной лаборатории ESTEC и в других европейских лабораториях.

Для проведения кампании проверки аутентификации французская часть компании Thales Alenia Space выступила генеральным подрядчиком по модернизации «Сегмента миссии Galileo» – всемирной системы, которая определяет и создаёт навигационные сообщения, транслируемые спутниками Galileo. Никакой модификации бортовых спутниковых систем для поддержки Открытого сервиса аутентификации навигационных сообщений (OS NMA) не потребовалось, поскольку использовалась резервная полоса пропускания.

«Прелесть этого подхода заключается в том, что получатели смогут использовать будущую службу аутентификации без необходимости в каком-либо новом оборудовании, только обновив программное обеспечение – не считая дополнительных мер, которые могут потребоваться для работы на практике, – комментирует Стефано».

ЕКА и ГСА продолжают тестирование аутентификации с целью внедрения в ближайшем будущем оперативного Открытого сервиса  аутентификации навигационных сообщений для пользователей.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~kspzW
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.
14.01.2025
Молодые учёные из Тульского государственного университета (ТулГУ) представили инновационный электронный компас, который призван повысить точность навигации движущихся объектов в условиях арктических регионов. Об этом стало известно из сообщения пресс-службы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
13.01.2025
Ученые Пермского Политеха просчитали как необходимо доработать конструкцию ионного двигателя на спутниках, чтобы повысить его надежность. Силовые установки используются для управления ориентацией и положением аппарата в космическом пространстве.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.