Технологии

Эксперты о преимуществах отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

19 Января 2021
Эксперты о преимуществах отечественной навигационной системы ГЛОНАСС

Российская глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС обладает некоторыми преимуществами перед навигационной системой GPS (США). Такое мнение в интервью газете «Красная звезда» выразил начальник Главного испытательного космического центра имени Титова генерал-майор Сергей Марчук. 

«Основное ее (ГЛОНАСС) отличие от GPS заключается в орбитальном построении — это 24 космических аппарата, находящихся в трех орбитальных плоскостях. Оно обеспечивает оптимальное использование группировки в средних и среднеширотных регионах. Кроме того, космические аппараты ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли, что способствует большей стабильности. Иными словами, она более устойчива к гравитационным резонансным явлениям», - сказал он.

Глава центра также уточнил, что на сегодняшний день система развернута в полном составе. Находящие в орбитальном резерве спутники позволяют обеспечивать работу ГЛОНАСС в случае выхода из строя основных космических аппаратов. «Точность навигационного определения в настоящее время составляет порядка единиц метров», - отметил Марчук.

Как в свою очередь прокомментировал журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв, для России у ГЛОНАСС перед GPS самым основным преимуществом является возможность контроля и управления системой. И здесь ключевую роль играет именно Главный центр имени Г.С.Титова.

Этот центр осуществляет контроль целевых характеристик системы ГЛОНАСС, в том числе, параметров навигационного поля и обеспечивает формирование оперативной навигационной информации, необходимой для реализации высокоточных навигационных технологий в локальном, региональном и глобальном масштабах. Безусловно, подобный контроль и реализация высокоточных режимов навигации производится и с помощью GPS, а также и других глобальных и региональных систем, причем, с довольно высоким качеством. Однако за информацию зарубежных систем никто не несет ответственности перед российскими потребителями. И это касается не только российских потребителей.

Несмотря на то, что работают несколько международных организаций по стандартизации и организации совместного использования средств спутниковой навигации, взаимодополняемость и совместимость навигационных систем остается пока нерешенной проблемой. «Важно отметить, что в итоге у нашего Главного центра существует возможность формирования признаков целостности нашей системы ГЛОНАСС с высокой степенью ответственности, оперативности и технологической независимости. Но эта возможность сильно ограничена по отношению к другим системам. На данном этапе у нас нет адекватной системы контроля их характеристик и нет соответствующей информации от наших зарубежных партнеров. И если подобная ситуация допустима даже для широкого круга пользователей, то для критических и особо важных применений совершенно неприемлема», - подчеркнул Муравьёв.

Кроме того, отметил эксперт, коль скоро система ГЛОНАСС находится под управлением наших экспертов, то они имеют возможность исправлять и упреждать негативные события в системе, связанные со сбоями и отказами, а также осуществлять смены режимов работы. Таким образом, главным преимуществом нашей системы ГЛОНАСС перед GPS и другими зарубежными системами является наличие и четкое функционирование высокотехнологичного органа управления, которым является Главный центр имени Г.С. Титова.

Алексей Муравьёв также отметил, что стоит учитывать и тот факт, что сейчас главную роль в развитии глобальных навигационных спутниковых систем играет наземная инфраструктура, обеспечивающая реализацию бурно развивающихся высокоточных технологий, требующих развертывания высокооперативных информационных и измерительных сетевых структур. Именно наличием таких распределенных высокоточных средств и определяются сегодня основные преимущества навигационных систем. Именно на них и на их развитие ориентируются разработчики перспективных навигационных приемников и комплексов для оснащения транспортных средств, робототехники, спецаппаратуры и всевозможных гаджетов.

«Вот в этом аспекте ГЛОНАСС очень сильно отстает. И его не спасает даже наличие некоторых определенных преимуществ. В итоге мы наблюдаем снижение интереса к нашей системе в мире разработчиков, производителей и потребителей навигационной аппаратуры, особенно на фоне становления европейской и китайской глобальных навигационных систем», - сказал эксперт.

Собеседник журнала подчеркнул, что на повестке дня сегодня стоит вопрос, на который пока нет конкретного ответа: когда в России начнется не эпизодическое, а на федеральном уровне строительство системы высокоточной навигации? Ведь есть планы и проекты, которые пока все еще ждут своего начала, запуска программы космической деятельности в текущем году.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~R0XjI
20.03.2024
Сотрудники Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ разработали высокочастностный ионный двигатель с электродами из углерод-углеродного композиционного материала. Новинку предполагается использовать в низкоорбитальных малы спутниках навигации, связи и дистанционного зондирования Земли.
18.03.2024
Холдинг «Росэлектроника» начал выпуск линейки электронных и электротехнических модулей управления для легких дронов, наземных, подводных и надводных беспилотников. Об этом сообщает Ростех.
15.03.2024
Ученые Сибирского федерального университета разработали высокоточную систему на базе ГЛОНАСС для мониторинга опасных объектов инфраструктуры, сообщили в пресс-службе университета.
14.03.2024
Картограф из компании «Яндекс» Анна Ананьева опубликовала исследование «Навигация в Арктике. Спутниковые стратегии повышения безопасности на море».

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.