Технологии

Эксперт: Соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» - шаг к единой международной ГНСС

9 Февраля 2022
Эксперт: Соглашение о взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» - шаг к единой международной ГНСС

Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости ГЛОНАСС и «БейДоу» в части синхронизации шкал времени, подписанное между Россией и Китаем в рамках визита президента РФ Владимира Путина в КНР, является одним из шагов к единой международной ГНСС, а также совместимости и эффективного взаимодействия российской и китайской навигационных систем. Об этом рассказал в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.

4 февраля было пописано Соглашение между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Российская Федерация) и Комиссией по китайской спутниковой навигационной системе (Китайская Народная Республика) о сотрудничестве в области обеспечения взаимодополняемости глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и «БейДоу» в части системных шкал времени. 

Как прокомментировал Алексей Муравьев, уже давно существует и успешно развивается концепция единой международной ГНСС. Входящими в состав этой ГНСС первоначально рассматривались две системы: ГЛОНАСС и GPS. По мере развертывания «Галилео» и «БейДоу», а также региональных систем, таких как WAAS, EGNOS, QZSS, GAGAN, СДКМ, концепция единой ГНСС расширялась и модернизировалась. Во многом этому способствовала работа Комитета ООН по ГНСС и других международных организаций, например, морской (ИМО) и по гражданской авиации (ИКАО). 

По словам эксперта, важнейшим аспектом этой международной деятельности является взаимодополняемость навигационных систем. Без взаимодополняемости, а также совместимости систем не может быть эффективного взаимодействия, не может быть единой международной ГНСС. 

«Безусловно, за счет объединения систем можно добиться повышения качества навигационного обслуживания. Но такое объединение только тогда целесообразно, когда в его основе лежит всесторонняя взаимодополняемость. В такой высокотехнологичной области, как спутниковая навигация, нет мелочей. Важно все: и эфемеридное обеспечение, и работа наземной инфраструктуры, и состояние орбитальных сегментов, и качество функциональных дополнений. А первую скрипку играет взаимодополняемость системных шкал времени. Без этого все остальное – пустой звук», - сказал он.

Муравьев отметил, что именно поэтому новая инициатива в российско-китайском сотрудничестве в спутниковой навигации направлена на совершенствование взаимодействия наших ГНСС по вопросам временной синхронизации. Это, по его словам, первостепенные и важнейшие вопросы. 

Уже существует целая система международных нормативных документов практически по всем вопросам функционирования ГНСС. Но системы развиваются, поэтому нормативная база тоже не должна стоять на месте, требуется ее постоянное и неуклонное развитие. Сейчас и РФ, и КНР взят курс на модернизацию ГНСС, на развертывание спутников «Глонасс» нового поколения («Глонасс-К2») и на реализацию третьего поколения ГНСС «БейДоу». 

«Это перспективы на 5-10 лет, но для того, чтобы они успешно воплощались в жизнь надо уже сейчас упорно работать рука об руку, в том числе, по взимодополняемости не только существующих, но и перспективных систем. А поскольку взаимодополняемость ГНСС не ограничивается только временем и представляет собой многокомпонентную задачу, включающую разные стороны развития передовых навигационных технологий, в первую очередь прикладных, то нам предстоит сложная и упорная работа. Эта работа уже началась и продолжается, несмотря на ограничения, вызванные пандемией, в рамках деятельности российско-китайского Комитета проектов по важному стратегическому сотрудничеству в области спутниковой навигации», - подчеркнул собеседник журнала.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~5ZFgf
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.