Технологии

Эксперт об отключении GPS в России: «Проблемы все-таки могут быть»

23 Марта 2022
Эксперт об отключении GPS в России: «Проблемы все-таки могут быть»

В середине марта гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал о том, что США рассматривают возможность отключения России от GPS. Он добавил, что переживать не стоит, так как в стране есть своя навигационная система - ГЛОНАСС. Но действительно ли пользователи навигационных услуг не почувствуют прекращение работы GPS на территории России?

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» пообщался со специалистом из отечественной космической отрасли, работающим в сфере ГНСС ГЛОНАСС, о том какие могут быть последствия отключения американской GPS, и что необходимо делать, чтобы минимизировать угрозы для навигационной безопасности нашей страны.

Проблема отключения GPS для россиян не так проста, как кажется. 

Во-первых, действительно, подавляющее большинство современных смартфонов оснащены навигационными приемниками, принимающими сигналы GPS и ГЛОНАСС. Кроме того, успешно функционируют еще две глобальные навигационные системы: европейская Galileo и китайская BeiDou. И есть еще несколько национальных и международных региональных спутниковых навигационных систем, способных обеспечивать потребителей навигационной информацией самостоятельно, а также дополнять глобальные системы. Эти системы также используются в современных смартфонах. Поэтому отключение одной даже самой продвинутой системы катастрофы не вызовет. Даже отключение двух систем (например, GPS и Galileo) также не смертельно. 

Во-вторых, ГЛОНАСС самостоятельно может обеспечить решение большинства навигационных задач в интересах широких кругов потребителей.

С учетом этих двух обстоятельств можно сделать вывод о том, что отключение GPS действительно существенно не скажется на работе смартфонов российских пользователей в ближайшей перспективе.

Но, в-третьих, качество навигационной информации системы ГЛОНАСС в одиночном режиме будет значительно снижено особенно в сложных условиях навигации: в городской застройке, в горах и лесах, - за счет затенений и переотражений спутниковых сигналов. Эта проблема в настоящее время с успехом решается за счет использования большого количества спутников совместной группировки всех четырех ГНСС. Понятно, что одна отдельно взятая ГНСС всегда будет в худшем положении, чем четыре вместе. 

Кроме того, следует отметить, что треть навигационных устройств, эксплуатируемых в мире, не работают с ГЛОНАСС. При этом, известны приемники, в которых ГЛОНАСС не работает без GPS, а иногда сигналы ГЛОНАСС даже не поступают в обработку. Масштаб этого явления точно не известен, т.к. соответствующие исследования не проводились.

Вместе с тем, в-четвертых, системе ГЛОНАСС может помочь BeiDou, тем более что и для КНР тоже в нынешних условиях могут отключить GPS и Galileo. А вдвоём уже легче!

Кроме того, в-пятых, ГНСС это не только орбитальные группировки, но и наземные инфраструктуры средств управления и функционального дополнения. Эти инфраструктуры также носят глобальный характер. В первую очередь следует отметить, что они должны быть расположены по всему миру иначе их эффективность будет снижена и неконкурентоспособна по отношению к другим ГНСС с нормально развитой структурой. Особенно это обстоятельство критично для реализации высокоточных режимов навигации, все более широко используемых на транспорте и, например, в робототехнике.

Наконец, в-шестых, целесообразно рассматривать не только отключение GPS, но и противодействие ГЛОНАСС. Например, могут быть организованы помехи и отключения зарубежных объектов наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Тогда все мы почувствуем последствия снижения точности и надежности навигационного обеспечения (сбои, отскоки, потери сигналов и т.д.)

А еще могут быть также реализованы мероприятия по ухудшению работы и даже отключению смартфонов и других навигационных устройств иностранного производства при введении обновлений.

Рассказать обо всех аспектах рассматриваемой проблемы в короткой статье не представляется возможным. Но, как видно, проблема носит широкий и многофакторный характер. Речь идет ни много ни мало о навигационной безопасности нашей страны. В этой связи можно сделать вывод о необходимости проведения соответствующих исследований. И чем скорее, тем лучше, поскольку последствия навигационного противодействия в области спутниковой навигации могут быть очень значительными для нашей экономической системы уже сейчас и особенно в перспективе.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gcXR6
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.
18.04.2024
Космическая сфера становится всё более перегруженной и спорной, поэтому военные осознают роль, которую инновации и возможности частного сектора будут играть в стремлении достигнуть превосходства США в космосе. Используя скорость, гибкость и технологические достижения коммерческих партнёров, космические силы стремятся создать более устойчивую, распределённую и эффективную космическую архитектуру, которая сможет сдерживать противников и поддерживать объединённые силы по всему спектру конфликтов.
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.