Технологии

Эксперт об отключении GPS в России: «Проблемы все-таки могут быть»

23 Марта 2022
Эксперт об отключении GPS в России: «Проблемы все-таки могут быть»

В середине марта гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал о том, что США рассматривают возможность отключения России от GPS. Он добавил, что переживать не стоит, так как в стране есть своя навигационная система - ГЛОНАСС. Но действительно ли пользователи навигационных услуг не почувствуют прекращение работы GPS на территории России?

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» пообщался со специалистом из отечественной космической отрасли, работающим в сфере ГНСС ГЛОНАСС, о том какие могут быть последствия отключения американской GPS, и что необходимо делать, чтобы минимизировать угрозы для навигационной безопасности нашей страны.

Проблема отключения GPS для россиян не так проста, как кажется. 

Во-первых, действительно, подавляющее большинство современных смартфонов оснащены навигационными приемниками, принимающими сигналы GPS и ГЛОНАСС. Кроме того, успешно функционируют еще две глобальные навигационные системы: европейская Galileo и китайская BeiDou. И есть еще несколько национальных и международных региональных спутниковых навигационных систем, способных обеспечивать потребителей навигационной информацией самостоятельно, а также дополнять глобальные системы. Эти системы также используются в современных смартфонах. Поэтому отключение одной даже самой продвинутой системы катастрофы не вызовет. Даже отключение двух систем (например, GPS и Galileo) также не смертельно. 

Во-вторых, ГЛОНАСС самостоятельно может обеспечить решение большинства навигационных задач в интересах широких кругов потребителей.

С учетом этих двух обстоятельств можно сделать вывод о том, что отключение GPS действительно существенно не скажется на работе смартфонов российских пользователей в ближайшей перспективе.

Но, в-третьих, качество навигационной информации системы ГЛОНАСС в одиночном режиме будет значительно снижено особенно в сложных условиях навигации: в городской застройке, в горах и лесах, - за счет затенений и переотражений спутниковых сигналов. Эта проблема в настоящее время с успехом решается за счет использования большого количества спутников совместной группировки всех четырех ГНСС. Понятно, что одна отдельно взятая ГНСС всегда будет в худшем положении, чем четыре вместе. 

Кроме того, следует отметить, что треть навигационных устройств, эксплуатируемых в мире, не работают с ГЛОНАСС. При этом, известны приемники, в которых ГЛОНАСС не работает без GPS, а иногда сигналы ГЛОНАСС даже не поступают в обработку. Масштаб этого явления точно не известен, т.к. соответствующие исследования не проводились.

Вместе с тем, в-четвертых, системе ГЛОНАСС может помочь BeiDou, тем более что и для КНР тоже в нынешних условиях могут отключить GPS и Galileo. А вдвоём уже легче!

Кроме того, в-пятых, ГНСС это не только орбитальные группировки, но и наземные инфраструктуры средств управления и функционального дополнения. Эти инфраструктуры также носят глобальный характер. В первую очередь следует отметить, что они должны быть расположены по всему миру иначе их эффективность будет снижена и неконкурентоспособна по отношению к другим ГНСС с нормально развитой структурой. Особенно это обстоятельство критично для реализации высокоточных режимов навигации, все более широко используемых на транспорте и, например, в робототехнике.

Наконец, в-шестых, целесообразно рассматривать не только отключение GPS, но и противодействие ГЛОНАСС. Например, могут быть организованы помехи и отключения зарубежных объектов наземной инфраструктуры ГЛОНАСС. Тогда все мы почувствуем последствия снижения точности и надежности навигационного обеспечения (сбои, отскоки, потери сигналов и т.д.)

А еще могут быть также реализованы мероприятия по ухудшению работы и даже отключению смартфонов и других навигационных устройств иностранного производства при введении обновлений.

Рассказать обо всех аспектах рассматриваемой проблемы в короткой статье не представляется возможным. Но, как видно, проблема носит широкий и многофакторный характер. Речь идет ни много ни мало о навигационной безопасности нашей страны. В этой связи можно сделать вывод о необходимости проведения соответствующих исследований. И чем скорее, тем лучше, поскольку последствия навигационного противодействия в области спутниковой навигации могут быть очень значительными для нашей экономической системы уже сейчас и особенно в перспективе.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~gcXR6
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.