Технологии

ЕКА: Три этапа создания лунной навигационной системы

14 Декабря 2020
ЕКА: Три этапа создания лунной навигационной системы

Возникла новая лунная экономика исследований Луны, сообщает Европейское космическое агентство. Этим занимаются различные космические агентства, частные компании и государственно-частные партнёрства, развивая инициативы, связанные с роботами, средой обитания, транспортом и т.д. Все предлагаемые миссии имеют схожие навигационные и коммуникационные потребности, которые потенциально и эффективно могут быть удовлетворены с помощью специальной лунной навигационной системы, сообщает издание Inside GNSS.

О дорожной карте внедрения лунной PNT в три этапа, начиная с использования уже существующих созвездий Земля-ГНСС через высокочувствительные космические приёмники, «ВГ» писал ещё два года назад. Новые предлагаемые решения на базе ГНСС, адаптированные к Луне, могут обеспечить отличную производительность, а также многие эксплуатационные и научные преимущества для исследования Луны.

В рамках совместных усилий нескольких директоратов, ESA (Европейское космическое агентство) в настоящее время работает над определением Лунной службы связи и навигации (LCNS) в рамках инициативы «Лунный свет». С октября 2020 года ЕКА готовит запуск специального системного исследования для оценки архитектуры LCNS с учётом потребностей пользователей как в связи, так и в навигации.

Несмотря на то, что это ключевая технология для обеспечения большого количества запланированных лунных миссий, сигналы ГНСС от земных созвездий могут достигать только ближней стороны Луны или, в более общем плане, областей в цислунарном пространстве, которые не скрыты Луной. Кроме того, ввиду требуемой точности и доступности, необходимых для обеспечения автономной посадки и наведения луноходов, одних сигналов земной ГНСС недостаточно. Современный навигационный подход для такого рода миссий основан на сочетании нескольких датчиков и взаимодействии с наземными операционными группами, что ограничивает автономные бортовые возможности и неизбежно задерживает даже самое простое перемещение между близкими местоположениями. Специальная лунная навигационная система могла бы значительно улучшить существующие подходы. Это позволило бы осуществлять лунную навигацию в районах, не имеющих прямой видимости с Земли, глобально повысить точность определения местоположения пользователя и общую доступность услуг. Предлагаемые системы усиления включают дополнительные спутники на лунных орбитах и статические дальномерные маяки на лунной поверхности.

Предметом нескольких внутренних исследований ESA и промышленных исследований с целью достижения хорошего охвата Южного полюса стали эллиптические лунные замороженные орбиты (ELFO). Будучи очень стабильными, они не требуют большого числа станций, что делает их пригодными для лунных радионавигационных систем.

Спутники вокруг Луны дают большой объём позиционирования. В то же время PNT-маяки могут быть наиболее простым средством позиционирования в определённом регионе. Одно из основных преимуществ использования маяка по сравнению со спутниками – то, что местоположение маяка необходимо определять лишь изредка, в то время как для спутников на лунных орбитах необходимо непрерывное точное определение орбиты (POD). Концепция надводных маяков уже широко использовалась на Земле до распространения технологии ГНСС, главным образом для морской навигации (напр. «Лоран»). В случае Луны, PNT-маяки могли бы поддерживать лунную навигационную систему следующим образом:

• Передача дальномерных сигналов, синхронизированных с основными орбитальными аппаратами Лунной навигационной системы (ЛНС);

• Выступать в качестве опорной станции для орбитальных аппаратов ЛНС;

• Осуществлять местное дифференциальное навигационное обслуживание лунной поверхности;

• Предоставлять навигационные данные земных ГНСС лунным пользователям;

• Выступать в качестве точки совместного размещения нескольких селенодезических технологий, таких как лазерные ретрорефлекторы, приёмник ГНСС Земли и совместимый с очень длинной базовой интерферометрией (VLBI) передатчик, который может предоставить дополнительные интересные научные возможности.

Совместное использование поверхностного маяка и лунных орбитальных аппаратов значительно улучшит геометрию позиционирования для лунных посадочных аппаратов, нацеленных на местоположение в непосредственной близости от маяка, и пользователей в непосредственной близости.

Помимо того, что лунная радионавигационная система позиционирования на основе ГНСС будет служить источником точного времени и местоположения, она также может дать много научных возможностей. Сама система может быть использована в качестве научного инструмента. Технологии ГНСС были разработаны для обеспечения точной навигации на Земле, и различные научные эксперименты могли на этой системе базироваться. Точное позиционирование – основное применение измерений ГНСС – позволяет, например, изучать деформацию кристаллов, обусловленную движением тектонических плит и недрами Земли. ГНСС также широко используется на Земле для характеристики ионосферы Земли и для детальных оценок тропосферы Земли.

Глобальная инфраструктура лунной навигации (и связи) в случае разработки может принести большое количество эксплуатационных выгод и стать основным стимулом для лунных институциональных и коммерческих миссий. Эта концепция обсуждалась в двухчастном документе ESA в виде предложения о постепенном развёртывании лунной службы ПНТ, основанной на использовании технологии ГНСС и состоящей из трёх этапов:

I. Решение, основанное на использовании существующих ГНСС-созвездий, уже может быть достаточным для удовлетворения навигационных требований пользователей, осуществляющих передачу данных с Земли на Луну и выходящих на лунную орбиту.

II. При ориентации на посадку на Южном полюсе требования навигационных пользователей могут быть выполнены путём добавления простой трёхспутниковой лунной группировки вместе с лунным наземным радиомаяком.

III. Эта начальная группировка может быть затем постепенно модернизирована с помощью дополнительных дальномерных спутников на лунной орбите, специально отобранных для улучшения доступности услуг в других лунных широтах. Для достижения желаемого уровня производительности ESA предлагает вывести на орбиту ещё 12 лунных спутников, которые могли бы обеспечить автономную службу глобального покрытия PNT для Луны.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~siWQc
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.
19.04.2024
Отечественные разработчики создали устройство высокоточной навигации, которое уже тестируется в «умном» сельском хозяйстве, до конца года его планируют протестировать на море. Об этом сообщил генеральный директор ГП КС Алексей Волин на встрече с представителями индустрии в рамках Демо-дня ИЦК «Спутниковая связь» в Великом Новгороде.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.