Технологии

Для Лунной программы готовят систему навигации

15 Февраля 2019
Для Лунной программы готовят систему навигации

Специалисты ракетно-космической отрасли готовят проект по организации навигационного обеспечения Лунных программ.

«Решение задачи навигации для Лунной программы обеспечивается применением средств спутниковой и автономной навигации. Предполагается поэтапное развитие спутниковой составляющей – использование действующих КА, дооснащение околоземной спутниковой группировки и создание в перспективе окололунной группировки навигационных КА», - говорится в презентации РКК «Энергия» от 28 ноября 2018 года.

Как пояснил журналу «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт в сфере информационно-навигационных технологий Андрей Лысенко, проект «лунная ГЛОНАСС» заключается в развертывании глобальной спутниковой навигационной системы Земля-Луна на основе действующих околоземных группировок ГЛОНАСС/GPS, дополненных окололунной сетью навигационно-связных аппаратов. «Скорей всего, временна́я синхронизация между ними будет выполняться высокоорбитальным созвездием дифференциально-корректирующих ретрансляторов, аналогичных сегодняшним спутникам Луч», - отметил эксперт.

При реализации данного проекта пилотируемые и автоматические транспортные средства будут иметь надежный навигационный сигнал на всей поверхности Луны, свободной от атмосферных и техногенных помех. «Участники лунных экспедиций получат возможность высокоточного мониторинга перемещений луноходов, контроля их текущего местоположения и прокладывания оптимальных маршрутов движения на другом небесном теле. В то же время система позволит решать необходимые задачи не только спутниковой навигации, но и глобальной радиосвязи, ретрансляции и геодезического картографирования Луны», - пояснил Лысенко.

По его мнению, сроки развертывания системы приблизительно определяются Концепцией российской лунной программы на период 2025-2040.

Ранее специалисты НПО им. Лавочкина и Института прикладной математики им. Келдыша провели расчеты, согласно которым, оптимальный состав орбитальной группировки навигационно-информационной системы вокруг Луны должен насчитывать 18 космических аппаратов. Оптимальной высотой орбиты для этих спутников над поверхностью Луны ученые назвали 4400 км.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~oOTrS
19.06.2025
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) будет представлен стратегический проект «Геокупол», разработанный Московским Государственным университетом геодезии и картографии.
19.06.2025
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта создали устройство, которое обеспечивает синхронизацию цифровых сетей в условиях радиоэлектронных помех.
17.06.2025
Финские солдаты тренируются использовать традиционные навигационные инструменты — бумажные карты и компасы. На GPS (ГНСС США) нет никакой надежды, сообщает полковник Матти Хонко, командующий финским гвардейским егерским полком. По его словам, важный урок, извлечённый из событий на Украине, заключается в том, что спутниковый навигационный инструмент, известный как GPS, оказывается, уязвим для помех.
17.06.2025
В рамках проекта по созданию бесспутниковой системы навигации для беспилотных летательных аппаратов специалисты компании «Росэл» разработали инновационное устройство, которое обеспечивает высокую точность и надёжность в условиях подавления, отсутствия или подмены радиосигнала.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.