Технологии

Для Лунной программы готовят систему навигации

15 Февраля 2019
Для Лунной программы готовят систему навигации

Специалисты ракетно-космической отрасли готовят проект по организации навигационного обеспечения Лунных программ.

«Решение задачи навигации для Лунной программы обеспечивается применением средств спутниковой и автономной навигации. Предполагается поэтапное развитие спутниковой составляющей – использование действующих КА, дооснащение околоземной спутниковой группировки и создание в перспективе окололунной группировки навигационных КА», - говорится в презентации РКК «Энергия» от 28 ноября 2018 года.

Как пояснил журналу «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт в сфере информационно-навигационных технологий Андрей Лысенко, проект «лунная ГЛОНАСС» заключается в развертывании глобальной спутниковой навигационной системы Земля-Луна на основе действующих околоземных группировок ГЛОНАСС/GPS, дополненных окололунной сетью навигационно-связных аппаратов. «Скорей всего, временна́я синхронизация между ними будет выполняться высокоорбитальным созвездием дифференциально-корректирующих ретрансляторов, аналогичных сегодняшним спутникам Луч», - отметил эксперт.

При реализации данного проекта пилотируемые и автоматические транспортные средства будут иметь надежный навигационный сигнал на всей поверхности Луны, свободной от атмосферных и техногенных помех. «Участники лунных экспедиций получат возможность высокоточного мониторинга перемещений луноходов, контроля их текущего местоположения и прокладывания оптимальных маршрутов движения на другом небесном теле. В то же время система позволит решать необходимые задачи не только спутниковой навигации, но и глобальной радиосвязи, ретрансляции и геодезического картографирования Луны», - пояснил Лысенко.

По его мнению, сроки развертывания системы приблизительно определяются Концепцией российской лунной программы на период 2025-2040.

Ранее специалисты НПО им. Лавочкина и Института прикладной математики им. Келдыша провели расчеты, согласно которым, оптимальный состав орбитальной группировки навигационно-информационной системы вокруг Луны должен насчитывать 18 космических аппаратов. Оптимальной высотой орбиты для этих спутников над поверхностью Луны ученые назвали 4400 км.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~oOTrS
03.12.2024
28 ноября Управление спутниковой навигационной системы Китая организовало симпозиум в Пекине, посвящённый 30-летию проекта Beidou. На мероприятии был обнародован «План развития спутниковой навигационной системы Beidou до 2035 года». Согласно плану, в будущем, на основе обеспечения стабильной работы системы Beidou № 3, Китай создаст систему Beidou следующего поколения с более совершенными технологиями, более мощными функциями и лучшим сервисом.
02.12.2024
Синтетические данные сейчас занимают важное место в области искусственного интеллекта (ИИ), поскольку их можно использовать для быстрой загрузки обучающих наборов данных для моделей компьютерного зрения. Это быстрый способ понять, насколько хорошо работает модель, или сгенерировать много данных для создания новой модели.
30.11.2024
Команда ученых Новосибирского государственного технического университета НЭТИ в рамках программы «Приоритет 2030» разработала семейство отечественных антенн для работы с сигналами ГЛОНАСС и GPS частотных диапазонов L1 и L2. В дальнейшем планируется адаптировать изделия для работы с европейской спутниковой системой навигации Galileo и китайской Beidou.
27.11.2024
Основное преимущество операционной совместимости многоорбитальных систем заключается в возможности гарантировать подключение к сети при любых обстоятельствах, каковым бы не было местоположение пользователя, его движение и время спроса на обслуживание.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.