Технологии

Для Лунной программы готовят систему навигации

15 Февраля 2019
Для Лунной программы готовят систему навигации

Специалисты ракетно-космической отрасли готовят проект по организации навигационного обеспечения Лунных программ.

«Решение задачи навигации для Лунной программы обеспечивается применением средств спутниковой и автономной навигации. Предполагается поэтапное развитие спутниковой составляющей – использование действующих КА, дооснащение околоземной спутниковой группировки и создание в перспективе окололунной группировки навигационных КА», - говорится в презентации РКК «Энергия» от 28 ноября 2018 года.

Как пояснил журналу «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт в сфере информационно-навигационных технологий Андрей Лысенко, проект «лунная ГЛОНАСС» заключается в развертывании глобальной спутниковой навигационной системы Земля-Луна на основе действующих околоземных группировок ГЛОНАСС/GPS, дополненных окололунной сетью навигационно-связных аппаратов. «Скорей всего, временна́я синхронизация между ними будет выполняться высокоорбитальным созвездием дифференциально-корректирующих ретрансляторов, аналогичных сегодняшним спутникам Луч», - отметил эксперт.

При реализации данного проекта пилотируемые и автоматические транспортные средства будут иметь надежный навигационный сигнал на всей поверхности Луны, свободной от атмосферных и техногенных помех. «Участники лунных экспедиций получат возможность высокоточного мониторинга перемещений луноходов, контроля их текущего местоположения и прокладывания оптимальных маршрутов движения на другом небесном теле. В то же время система позволит решать необходимые задачи не только спутниковой навигации, но и глобальной радиосвязи, ретрансляции и геодезического картографирования Луны», - пояснил Лысенко.

По его мнению, сроки развертывания системы приблизительно определяются Концепцией российской лунной программы на период 2025-2040.

Ранее специалисты НПО им. Лавочкина и Института прикладной математики им. Келдыша провели расчеты, согласно которым, оптимальный состав орбитальной группировки навигационно-информационной системы вокруг Луны должен насчитывать 18 космических аппаратов. Оптимальной высотой орбиты для этих спутников над поверхностью Луны ученые назвали 4400 км.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~oOTrS
04.12.2025
MES-системы (Manufacturing Execution System — специализированное программное обеспечение для управления и оптимизации производственных процессов в реальном времени) уже стали стандартом в российской производственной сфере. Они внедрены на 82% крупных промышленных предприятий, тогда как IoT-платформы присутствуют только у 54% таких компаний.
02.12.2025
Искусственный интеллект (ИИ) — это технология, которая может кардинально изменить наш мир, открывая новые горизонты в науке и помогая решать самые сложные задачи, с которыми сталкивается человечество. Теперь перед нами стоит вопрос: где найти наилучшие пути для полного раскрытия его потенциала.
02.12.2025
Объём российского рынка Big Data к 2030 году может достичь 1,2 трлн рублей. Так прогнозирует Ассоциация больших данных (АБД), в которую входят такие компании, как «Сбер», «Яндекс» и VK.
01.12.2025
Спутниковые группировки на низкой околоземной орбите (LEO) становятся краеугольным камнем спутниковых сетей следующего поколения, обеспечивая высокоточную навигацию и высококачественное дистанционное зондирование.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.