Технологии

Для Лунной программы готовят систему навигации

15 Февраля 2019
Для Лунной программы готовят систему навигации

Специалисты ракетно-космической отрасли готовят проект по организации навигационного обеспечения Лунных программ.

«Решение задачи навигации для Лунной программы обеспечивается применением средств спутниковой и автономной навигации. Предполагается поэтапное развитие спутниковой составляющей – использование действующих КА, дооснащение околоземной спутниковой группировки и создание в перспективе окололунной группировки навигационных КА», - говорится в презентации РКК «Энергия» от 28 ноября 2018 года.

Как пояснил журналу «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт в сфере информационно-навигационных технологий Андрей Лысенко, проект «лунная ГЛОНАСС» заключается в развертывании глобальной спутниковой навигационной системы Земля-Луна на основе действующих околоземных группировок ГЛОНАСС/GPS, дополненных окололунной сетью навигационно-связных аппаратов. «Скорей всего, временна́я синхронизация между ними будет выполняться высокоорбитальным созвездием дифференциально-корректирующих ретрансляторов, аналогичных сегодняшним спутникам Луч», - отметил эксперт.

При реализации данного проекта пилотируемые и автоматические транспортные средства будут иметь надежный навигационный сигнал на всей поверхности Луны, свободной от атмосферных и техногенных помех. «Участники лунных экспедиций получат возможность высокоточного мониторинга перемещений луноходов, контроля их текущего местоположения и прокладывания оптимальных маршрутов движения на другом небесном теле. В то же время система позволит решать необходимые задачи не только спутниковой навигации, но и глобальной радиосвязи, ретрансляции и геодезического картографирования Луны», - пояснил Лысенко.

По его мнению, сроки развертывания системы приблизительно определяются Концепцией российской лунной программы на период 2025-2040.

Ранее специалисты НПО им. Лавочкина и Института прикладной математики им. Келдыша провели расчеты, согласно которым, оптимальный состав орбитальной группировки навигационно-информационной системы вокруг Луны должен насчитывать 18 космических аппаратов. Оптимальной высотой орбиты для этих спутников над поверхностью Луны ученые назвали 4400 км.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~oOTrS
15.04.2024
В ходе СВО противник активно использует терминалы американской коммерческой многоспутниковой системы связи Starlink, несмотря на то, что изначально эта система создавалась исключительно для гражданского пользования. Применение ВСУ коммерческих диапазонов частот создает трудности для наших военных, но стоящие на вооружении войск РЭБ системы способны подавлять действие иностранной аппаратуры. Об этом заявил начальник войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Юрий Ласточкин.
12.04.2024
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) Росстандарта ведут работы по изготовлению опытных образцов отечественного гравиметра «Пешеход». Проект реализуется в рамках программы импортозамещения. Прибор позволит решать геологические, инженерно-изыскательные и навигационные задачи, в том числе в труднодоступных регионах Арктики и Дальнего Востока.
10.04.2024
Точный и надёжный сигнал ГНСС лежит в основе многих передовых систем помощи водителю (ADAS) и автономных транспортных средств (AV), но системные уязвимости в приёмниках могут помешать этой технологии полностью реализовать свой потенциал. Проблемы варьируются от повседневных раздражающих отражений в городских кварталах до злонамеренных кибератак. По мере развития системы связи «автомобиль ко всему» (V2X) этим системам потребуется более высокая степень защиты.
06.04.2024
Сотрудники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» разработали отечественную универсальную систему для мониторинга движения водного транспорта, сообщили в вузе.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.