Внедрение

Цифровая трансформация городов – вещь неизбежная

27 Марта 2024
Цифровая трансформация городов – вещь неизбежная

Население Земли растёт невиданными темпами. Вместе с тем меняется и степень урбанизации населения – понятно, в какую сторону. Люди во всём мире непрерывно переезжают из сельских районов в поисках работы, возможностей улучшения условий жизни и ради лучшего будущего для своих детей (в среднем 180 000 ежедневно). Мы ступили на некий рубеж, который вот-вот перейдём и пойдём дальше – впервые в истории большая часть мирового народонаселения проживает в городах.

В 1800 году нас было всего 1 миллиард человек; к 1960 году нас стало уже 3 миллиарда, теперь – 8 миллиардов. В 1800 году в городах проживали 2% людей, в 1950 году – 30% мирового народонаселения, сейчас число городских жителей выросло до 4,2 миллиардов – 50%. К 2050 году, по прогнозам ООН, 70% населения будут жить в городах (или 75% – если верить прогнозу Всемирного банка). В мире уже сейчас насчитывается 33 города-гиганта с населением более 10 миллионов человек, из них 6 городов – с населением более 20 миллионов. К середине века на Земле появится ещё 14 городов-мегаполисов. За следующие 15–20 лет многие города в странах Африки и Азии увеличатся вдвое.

Концентрация населения в многоэтажных «человейниках» (которые мы в последние годы имеем удовольствие и ужас видеть уже и в российских городах; Россия вообще по числу городских жителей идёт впереди большинства стран – 73%; из них 17% – в городах-миллионниках) имеет самые плачевные последствия для матушки-природы, поскольку расширение города происходит за счёт земель сельскохозяйственного назначения, лесных островков, берегов рек и т.д. Захват земель и использование их под городскую застройку значительно опережает возможность с помощью традиционных технологий так нарастить производство еды, чтобы накормить новоиспечённых горожан, оторвавшихся от земли.

Другими словами, согласно исследованию журнала «Nature Sustainability», нынешние темпы потребления природных ресурсов намного превышают способность планеты обновлять питательную биомассу. Сейчас люди в целом используют ресурсы Земли на 173%. Спасает человечество от катастрофы разве что неравномерность потребления этих самых ресурсов. Так, среднестатистический американец, швед или швейцарец потребляет в 40 раз больше ресурсов Земли, чем среднестатистический сомалиец; ест в 75 раз больше мяса, чем индиец; сжигает в 150 раз больше электроэнергии, чем средний нигериец. Да что там швейцарец! среднестатистическая кошка в Англии потребляет белка в два раза больше среднестатистического жителя Африки.

Если все хотели бы жить как жители США, то для этого понадобилось бы ещё 4 таких планеты как наша.

Помимо продовольственной проблемы, сюда добавляются проблемы бедности. За последние 50 лет число жителей трущоб увеличилось с 35 миллионов до более чем 900 миллионов. В течение следующих 30 лет оно может удвоиться. Жители трущоб составляют большинство городского населения в Африке и Южной Азии. Согласно некоторым оценкам, к 2035 году в городах будет проживать более половины бедняков мира.

Сюда естественным образом добавляются экологические вопросы. Жители трущоб подвергаются высокому риску заболеваний. Помимо того, что они страдают от загрязнения, вызываемого сжиганием неочищенного топлива во время приготовления пищи, использования примитивных плит, имеют ограниченный доступ к воде и канализации, им приходится сталкиваться с такими современными экологическими опасностями, как загрязненный городской воздух, выхлопные газы и выбросы промышленных предприятий. Каждый год не менее миллиона людей умирает от загрязнения городского воздуха.

Не меньший урон населению приносит отсутствие транспортной безопасности. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в развивающихся странах в дорожно-транспортных происшествиях 500 тысяч человек погибает, а 15 миллионов получают травмы. В основном жертвами являются пешеходы и велосипедисты из числа бедняков. Люди, которым удается выжить в авариях, зачастую становятся инвалидами. Например, в Бангладеш, согласно сообщениям, около 50% мест в больницах заняты жертвами дорожно-транспортных происшествий.

В результате, начиная с конца 1990-х годов, стала набирать популярность идея создания «умных городов», а другими словами – «переход на цифру» всех систем городского жизнеобеспечения. Ну, или интеграция информационных и коммуникационных технологий и добавившегося к ним в крайние годы Интернета вещей для управления городским имуществом.

На страницах свежего номера журнала «Вестник ГЛОНАСС» мы рассуждаем о том, как создание цифровой инфраструктуры помогает городам и горожанам выжить, как реализация программ «умного города» не только спасает здоровье городского населения и экологию, но и способствует социализации городских общин, повышает степень их участия в решении городских проблем.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~SSSr9
25.04.2024
Россия будет усиливать космическую группировку арктических спутников для более качественного круглогодичного и круглосуточного мониторинга Севморпути, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в рамках коллегии Росгидромета.
24.04.2024
Евросоюз заявил о растущей взаимосвязанности коммунальных предприятий в городах и потенциального риска нанесения широкомасштабного вреда гражданам, если те вдруг станут жертвами кибератак.
23.04.2024
Рынок автострахования – важнейший компонент автомобильной промышленности – защищает водителей от финансовых потерь из-за аварий, краж и других транспортных проблем. По мере изменения поведения потребителей и развития технологий сектор автострахования претерпевает значительные преобразования. Эти изменения влияют не только на то, как страховые продукты разрабатываются и оцениваются, но также на то, как они продаются. Понимание тенденций, формирующих этот рынок, имеет важное значение для страховщиков, стремящихся оставаться конкурентоспособными, и для потребителей, стремящихся сделать осознанный выбор.
19.04.2024
Некоторые организации начинают использовать концепцию «мидстрима » (между восходящим и нисходящим потоком) для категоризации операций космических и наземных систем и описания деятельности по цепочке создания стоимости.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.