Внедрение

Европа тоже мечтает о космической безопасности

5 Сентября 2025

Европа активно расширяет свои военные амбиции, и космос становится всё более стратегической частью этого видения. Однако темпы развития космических возможностей не всегда соответствовали растущему спросу. Имея около 55 действующих оборонных спутников — по сравнению с США и Китаем, у которых их в несколько раз больше, — Европа всё равно надеется ускорить прогресс, особенно в области разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR).

Один из способов добиться этого — переосмыслить принципы финансирования, строительства и развёртывания инфраструктуры. Многоцелевые малые спутники, предназначенные как для гражданских, так и для военных задач, предлагают быстрый и экономичный способ повышения устойчивости, одновременно способствуя достижению научных, экологических и экономических целей.

Малые спутники с многофункциональной полезной нагрузкой позволяют различным заинтересованным сторонам, таким как военные структуры, гражданские ведомства и научно-исследовательские институты, распределять расходы и инфраструктуру. Например, экономически эффективная группировка малых спутников могла бы контролировать влажность почвы для поддержки сельского хозяйства и предоставлять данные национальным центрам прогнозирования для более эффективного оповещения об опасных погодных явлениях, одновременно обнаруживая глушение ГНСС для обеспечения ситуационной осведомлённости военных. Полезная нагрузка та же; операции и обработка данных позволяют использовать один и тот же ресурс в различных целях. Другая небольшая группировка могла бы усилить НИОКР в области лазерной оптической связи в сочетании с возможностями отслеживания беспилотных летательных аппаратов для обеспечения внутренней безопасности. Важно отметить, что малые спутники можно развернуть в более короткие сроки, всего за 18–30 месяцев, и за малую часть стоимости региональных программ стоимостью в миллиарды евро.

Традиционные подходы, как правило, отдают предпочтение крупным, долгосрочным инициативам с участием широких консорциумов. Но это может привести к потере скорости и гибкости. В отличие от них, малые спутниковые группировки предлагают гибкую альтернативу: итеративные возможности, которые можно реализовать за одно- или двузначные суммы. Хотя координация бюджетов между ведомствами — от научно-исследовательских институтов и национальных метеорологических центров до военных — требует предварительного сотрудничества, результатом становится более быстрое и экономичное развёртывание оперативных систем.

Хотя такие программы, как проект Европейского союза IRIS² стоимостью 10 миллиардов евро, играют важную роль, правительства упускают важную возможность, если игнорируют сверхмалые спутники как стратегический инфраструктурный элемент. Принятие этой модели может означать развёртывание возможностей более ранних этапов в ближайшей перспективе для ускорения более широкого воздействия, но в результате достигается более быстрый путь к устойчивости, инновациям и готовности к выполнению задач.

Многоцелевой подход не только оптимизирует бюджеты, но и упрощает коммуникацию с общественностью. Гражданские приложения, такие как мониторинг окружающей среды и реагирование на стихийные бедствия, а также наборы данных, предоставляемые исследовательскому сообществу, помогают тому, чтобы расходы на космические и оборонные цели были ощутимы для всего гражданского общества.

Частный сектор играет ключевую роль в реализации этой модели. Коммерческие космические компании уже строят, испытывают и запускают малые спутники такими темпами, с которыми национальные программы зачастую не могут сравниться. Их скорость и гибкость делают их идеальными партнёрами для быстрого создания прототипов передовых возможностей, таких как бортовой ИИ и автономное обнаружение аномалий, — технологий, которые могут снизить будущие государственные инвестиции и ускорить сроки приобретения возможностей.

Более того, коммерческие партнёрства способствуют развитию внутренних кадровых резервов и производственных мощностей. Поддержка местных компаний не только ускоряет технические инновации, но и создаёт экономическую ценность за счёт создания рабочих мест и развития экспортного потенциала.

В 2024 году США запустили 122 военных спутника. Китай запустил 43. Европа запустила всего один. Это несоответствие по-прежнему подчеркивает неотложность принятия более быстрых, более совместных подходов к расширению космического потенциала. На саммите НАТО 2025 года члены альянса взяли на себя обязательство увеличить расходы, связанные с обороной и безопасностью, до 5 процентов ВВП к 2035 году. Альянс также опубликовал свою первую Коммерческую космическую стратегию НАТО, признав растущую важность работы с коммерческим космическим сектором. Остается увидеть, полностью ли примут правительства этот подход, используя то, что могут предложить малые спутники, или продолжат полагаться на горстку традиционных основных спутников и сосредоточатся либо на исследованиях с низким уровнем технологической готовности (TRL), либо на крупных программах, управляемых консорциумами, которые находятся в разработке годами.

Стратегическая устойчивость на орбите будет зависеть от координации действий гражданских и военных ведомств, коммерческих партнёров, а также от перехода к многопользовательской архитектуре, ориентированной на выполнение задач. Сегодня перед Европой вопрос стоит не в том, стоит ли ей участвовать в сотрудничестве в области гражданской обороны в космосе, а в том, насколько быстро она сможет его масштабировать. Ускорение этого перехода будет иметь решающее значение не только для удовлетворения будущих потребностей в области безопасности и науки, но и для сохранения конкурентоспособности Европы в развивающейся космической экономике.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pOqqN
04.09.2025
По данным отчёта The Verge, генеральный директор OpenAI Сэм Альтман считает, что рынок элементов с искусственным интеллектом находится «в пузыре».
28.08.2025
Многие страны срочно пересматривают свои военные бюджеты, учитывая текущую геополитическую обстановку. Оборонные компании по-прежнему заинтересованы в увеличении производства дорогостоящего вооружения прошлого века. Однако эффективность его в современных условиях вызывает сомнения. Сегодня успех на поле боя обеспечивают новые технологии, которые быстро развиваются и совершенствуются.
27.08.2025
Проект «Кадры для космоса» включает федеральное направление, ориентированное на дополнительное профессиональное образование студентов и молодых ученых. Основная цель — обновление образовательных программ, но на данный момент акцент сделан на дополнительных профессиональных курсах. Эти курсы должны соответствовать требованиям Роскосмоса и потребностям частных компаний в области дополнительных знаний.
25.08.2025
США традиционно позиционируют себя как лидера в различных сферах, включая вооружение, экономику и науку. Однако ситуация на мировом рынке беспилотников демонстрирует, что Россия вышла в лидеры, значительно опередив конкурентов. Ещё десятилетие назад дроны были дорогостоящими игрушками для богатых, преимущественно иностранного производства, а сейчас Россия занимает ведущие позиции в этой области, и её опыт активно перенимается другими странами.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Киберугрозы как реальность сегодняшнего дня
В 2024 году в нашей стране было зарегистрировано более 765 тысяч правонарушений, совершённых с применением информационно-телекоммуникационных технологий, что составляет приблизительно 40% от общего объёма преступлений. Такие данные приводит новостной сайт Центра международной торговли со ссылкой на МВД РФ. В этом году их будет зарегистрировано ещё больше – можно ни разу не сомневаться. Цифровизация проникла во все сферы деятельности, сделав нашу жизнь продвинутой и комфортной – мы привыкли мгновенно оплачивать всё что хочешь через банковские приложения, управлять бизнесом в облаке, общаться в социальных сетях и одним кликом скупать содержимое маркетплейсов. Увы – вслед за этими удобствами идут массовые утечки персональных данных, промышленный шпионаж, репутационные риски, угрозы национальной безопасности и пр. Это не только экономические потери, но и серьёзные вызовы для государственного суверенитета и общественного доверия к цифровым системам.