Внедрение

Ещё раз о важной роли спутников ГНСС в современной жизни

9 Апреля 2024
Ещё раз о важной роли спутников ГНСС в современной жизни

Вокруг нашей планеты, пронзая необъятные просторы космоса, вращается сеть спутников, предоставляющих критически важные данные для глобальной навигации. Эти спутники, входящие в глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), являются невоспетыми героями, предоставляющими точную информацию о местоположении и времени, которая питает всё — от смартфона в кармане до беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Понимание того, как работают спутники ГНСС (ГЛОНАСС, GPS, BeiDou и Galileo), и их отличия от других орбитальных спутников имеет важное значение для понимания их роли в нашей повседневной жизни и проблем, с которыми они сталкиваются.

Измеряя время, необходимое сигналу как минимум от четырёх спутников, чтобы достичь приёмника, ГНСС может определить местоположение в любой точке Земли с поразительной точностью. Эта возможность имеет решающее значение для множества приложений: от навигации и картографии до определения времени и реагирования на стихийные бедствия.

Спутники ГНСС от их орбитальных аналогов отличает их конкретная цель – предоставление услуг позиционирования, навигации и синхронизации (PNT) в глобальном масштабе. В то время как другие спутники могут быть предназначены для связи, мониторинга погоды или научных исследований, спутники ГНСС уникальны. Они разработаны и позиционированы для покрытия всего земного шара, гарантируя, что услуги PNT будут доступны пользователям, где угодно и когда угодно. Этот всеобщий охват имеет решающее значение для функционирования современных технологий и международной инфраструктуры.

Несмотря на передовые технологии и решающую роль в нашей жизни, сигналы ГНСС, достигая поверхности Земли, к тому времени становятся очень слабы. Низкая мощность делает их восприимчивыми к помехам, будь то непреднамеренные – от таких источников, как радиовышки, или преднамеренные – с помощью устройств, делающих помехи. Атаки с глушением включают в себя трансляцию сигналов на той же частоте, что и спутники ГНСС, что подавляет приёмник шумом и делает невозможным различение подлинного сигнала. Эта уязвимость особенно опасна для операций, зависящих от точного времени и местоположения.

Когда БПЛА или другие беспилотные транспортные средства блокируются, последствия могут быть ужасными. Успешная постановка помех может лишить их возможности сохранять курс, что приведёт к потере управления, потенциальным авариям или невыполнению критически важных задач, таких как срочная медицинская доставка или поисково-спасательные операции.

Растущая осведомлённость об уязвимостях ГНСС стимулировала усилия по повышению устойчивости этих систем. Такие меры, как технология защиты от помех, разработка альтернативных решений PNT и международное сотрудничество, имеют жизненно важное значение для защиты услуг ГНСС.

Поскольку мы продолжаем всё больше полагаться на ГНСС для широкого спектра приложений, обеспечение безопасности и надёжности этих спутниковых сигналов имеет первостепенное значение.

Заключение: спутники ГНСС играют незаменимую роль в современной навигации и синхронизации, в отличие от других типов спутников, вращающихся вокруг нашей планеты, однако их восприимчивость к помехам представляет собой серьёзную проблему, особенно для операций БПЛА.

По мере развития технологий усилия по защите и укреплению этих критически важных активов продолжаются, гарантируя, что ГНСС останется надёжной основой для глобальной навигации.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам открытых источников

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~w8KW9
27.04.2024
Вопросы популяризации сервисов и услуг на основе системы ГЛОНАСС в странах Евразийского экономического союза обсудили представители Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» и Евразийской экономической комиссии. Встреча прошла на полях международного форуму «Автонет».
27.04.2024
Беспилотные автомобили, также известные как автономные транспортные средства (AV), оснащены необычными датчиками, камерами и сверхумным искусственным интеллектом (ИИ), и всё это позволяет им самостоятельно перемещаться по дорогам.
25.04.2024
Россия будет усиливать космическую группировку арктических спутников для более качественного круглогодичного и круглосуточного мониторинга Севморпути, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в рамках коллегии Росгидромета.
24.04.2024
Евросоюз заявил о растущей взаимосвязанности коммунальных предприятий в городах и потенциального риска нанесения широкомасштабного вреда гражданам, если те вдруг станут жертвами кибератак.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.