Компании

Беспилотникам укажут путь

25 Июня 2017
Беспилотникам укажут путь

В России создана инфраструктура для массового применения беспилотников. Её разработали в одной из компаний отечественной космической отрасли – холдинге «Российские космические системы» (РКС). Сначала «обкатка» инфраструктуры пройдет в рамках пилотных проектов в Башкортостане, Москве и Московской области, и лишь затем будет масштабирована территорию всей страны. Это позволит начать применять бесплотные авиационные средства для доставки грузов, мониторинга, в сфере страхования, сельском хозяйстве и прочих областях экономики. Появление технической базы для их эксплуатации в одном воздушном пространстве с пилотируемыми летательными аппаратами подтолкнет модернизацию законодательства и даст большой импульс для развития в стране как самих дронов, так и связанных с их применением областей. 

Новая наземная инфраструктура обеспечения трафика беспилотных авиационных средств (БАС), создаваемая в рамках проекта «Инфраструктура федерального сетевого оператора», работы над которым ведет РКС, в режиме реального времени будет принимать, обрабатывать и распространять информацию о местоположении, маршруте и параметрах полета тысяч БАС над территорией России. Маршрут, как обещают её создатели, будет выстраиваться автоматически по заявке оператора летательного аппарата. Такой алгоритм работы позволит свести к минимуму бюрократические процедуры и сделать дроны по-настоящему оперативным видом транспорта. 

Новая инфраструктура позволит избегать столкновений БАС, полетов над аэропортами и военными объектами, где аппарат могут просто сбить или жестко посадить, заглушив помехами канал управления и навигационный сигнал. Кроме того, она даст возможность контролировать все, что происходит с аппаратом за пределами прямой видимости. А это, в свою очередь, создает предпосылку для появления индустрии страхования квадрокоптеров, что очень актуально, учитывая стоимость некоторых продвинутых моделей.

ГЛОНАСС, GPS и LPWAN

Сама по себе инфраструктура состоит из нескольких компонентов. За прокладку маршрута отвечает «Платформа навигационных приложений» и «Геоинформационная система», содержащая актуальную информацию о закрытых для полетов зонах и интегрированная с государственными, ведомственными и отраслевыми информационными системами. Специальные приложения для нужд операторов БАС, контент-провайдеров и страховых компаний будут создаваться на основе «Платформы комплексных приложений».

Координаты, скорость и другие параметры полета аппарата будут определяться при помощи глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, а затем передаваться с помощью существующих систем сотовой связи, УКВ-передатчиков и спутниковой связи. Также рассматривается возможность перехода на создаваемые в России сети типа LPWAN (Low-power Wide-area Network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия — ред.), которые специально рассчитаны для «интернета вещей». 

Предполагается, что внедрение новой системы контроля и управления снизит операционные затраты владельцев БАС за счет снижения рисков и создания условий для появления индустрии страхования аппаратов, удобных сервисов и облачного программного обеспечения для расширения возможностей БАС.

Приложения для беспилотников

Все БАС массой более 250 граммов, используемые в стране, должны оснащаться специальным оборудованием, которое с помощью системы спутниковой навигации будет определять его местоположение и параметры движения, а затем по каналу связи передавать эту информацию в систему контроля. На большинстве современных моделей такое оборудование уже устанавливается, вопрос только в адаптации программного обеспечения.

По словам разработчиков, оператор будет подавать заявку на маршрут и получать подтверждение или перечень ограничений. Система автоматически сформирует план маршрута с учетом ограничений и уже поданных заявок. Она же будет контролировать его выполнение. При желании план можно выгрузить в память беспилотника для автономного выполнения полета. При нарушении маршрута оператор получит информацию о необходимых действиях для прекращения нарушения, одновременно эти данные будут получать контрольные органы.

В рамках проекта предусмотрена возможность в будущем создавать специальные приложения для нужд операторов БАС. К примеру, ряд задач для службы доставки может быть автоматизирован и сводиться к выбору адреса полета, как это сегодня происходит в автомобильной навигации. Разработчики учитывают такую возможность на системном уровне — для этого создается специальная облачная платформа комплексных приложений. Принцип ее работы может быть похож на магазины приложений для смартфонов — AppStore и GooglePlay.

Пилотные проекты

Планируется, что опытный образец инфраструктуры будет готов к концу 2017 года. Сейчас планируется первым опытным регионом сделать республику Башкортостан. В ближайшее время там планируется запустить проект по мониторингу дорожной инфраструктуры с помощью беспилотников. В ходе решения этой задачи будут «обкатаны» программные и технические решения, вошедшие в состав инфраструктуры. 

Затем масштабировать инфраструктуру на территорию всей страны РКС будет вместе с Росавиацией, Госкорпорацией по ОрВД, Ростелекомом и НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий». Возможность создания совместного предприятия уже рассматривается.

Источник: «Российские космические системы»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~RgEjP
21.03.2024
В Москве прошло открытие нового технологического пространства «Точка кипения». Площадка создана по инициативе АНО «Платформа НТИ», Фонда поддержки проектов НТИ, «Университет 2035», а также АСИ для компаний и организаций, развивающих беспилотные авиационные технологии и системы.
12.03.2024
Специалисты АО «Решетнёв» разработали и изготовили опытный образец энергопреобразующего прибора с цифровой системой автоматического регулирования для космических аппаратов, создаваемых на базе различных платформ, сообщили в компании.
20.02.2024
«Джиспейс» (Geespace), коммерческая компания спутниковых технологий и услуг, в конце прошлой недели осуществила второй запуск спутника с космодрома Сичан в Китае. Одиннадцать спутников были запущены на низкую околоземную орбиту в рамках плана Geely Future Mobility Constellation по созданию спутниковой группировки.
15.02.2024
Госкорпорация «Роскосмос» давно пытается привлечь частные компании в космические проекты, однако непроработанная нормативная база и роль самого ведомства как коммерческого игрока не дают частникам выйти на рынок космических услуг. Такое мнение выразил в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт по космосу Дмитрий Струговец.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.