Технологии

Альтернативная навигационная система основана на данных о молниях

4 Июня 2019
Альтернативная навигационная система основана на данных о молниях

Новое исследование того, как молнии влияют на верхние слои земной атмосферы, сможет помочь армии США защититься от атак на GPS, говорят исследователи из Университета Колорадо (Денвер). Речь идёт как о глушении, так и о спуфинге (когда реальный сигнал подменяется фэйковым).

Навигационный сигнал – слабый и в силу этого подвержен недружественным манипуляциям. Речь идёт, конечно, о «происках» коварных русских. Так, в 2016 году они, якобы, установили в 250000 своих вышках сотовой связи системы глушения GPS-сигнала. В середине прошлого года торговое судно из США на 30 миль отклонилось от курса и едва не впилилось в берег.

По этим причинам DARPA, как сообщается изданием Forbes, ищет высокоточные альтернативные системы на замену GPS. Одна из них включает в себя использование верхней ионосферы Земли для очень низкочастотного (VLF, 3-30 кГц) позиционирования, навигации и тайминга.

Ионосфера, радио-отражающий регион верхней атмосферы, возможно, лучше всего известна широкой публике своей ролью в распространении радиосигнала АМ. Сегодня американские 50000-ваттные станции зависят от этой уникальной части атмосферы, которая отражает их сигналы на слушающую территорию.

Военные запускают программу STOIC (пространственная, временная и ориентационная информация в спорной среде), которая будет использовать привязанную к Земле навигацию в качестве дублёра GPS. Программа, которую будет осуществлять Университет Колорадо в Денвере, будет использовать VLF-волны.

«Эти волны имеют глобальное распространение благодаря отражению от верхних слоёв атмосферы, - рассказывает Марк Головски из Университета Колорадо в Денвере, руководитель программы. – Для генерации VLF-волн требуются очень большие и дорогие трансмиттеры, так что угроза глушения и спуфинга нереальна».

В статье, опубликованной в The Geophysical Research Letters, университетская команда использует измерения молний, чтобы определить границу этого верхнего атмосферного слоя, труднодостижимого в силу своей близости к космосу. Расположенная в 40-60 милях над земной поверхностью, она слишком высока для самолётов или аэростатов, слишком низка для спутников и недостаточно плотна для прямого радио-зондирования. В силу этого чрезвычайно трудно измерить эту часть атмосферы в реальном времени.

Команда разработала метод измерения этого труднодоступного региона с использованием электромагнитных волн от молнии. Каждую секунду по всему миру происходит от 40 до 50 вспышек молнии. Оценивая скорость распространения Экстремально низкочастотных (ELF) волн от молний, возможно оценить в реальном времени состояние нижней части верхней ионосферы, говорит Голковски.

Команда надеется, что это новое исследование поможет улучшить старую систему позиционирования Navy VLF, которая использует исторические данные о среде, чтобы спрогнозировать позицию ионосферы в каждый определённый момент.

«В рамках программы STOIC мы мониторим ионосферу, используя VLF-приёмники, а потом рассчитываем движение ионосферы в реальном времени, - говорит Дейв Тремпер, программный менеджер из DARPA. – С этими данными мы можем преобразовывать ионосферные модели в реальном времени, что существенно снижает ошибку в позиционировании. STOIC не заменит GPS. Но по точности она его догоняет».

Позиционирование этим методом наиболее применимо для кораблей в море. Сейчас систему тестируют в Атлантике.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~zQ1Cn
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.