Технологии

PNT может стать неотъемлемой частью будущих спутниковых сервисов

29 Марта 2023
PNT может стать неотъемлемой частью будущих спутниковых сервисов

Перспективы соединения сотовой связи со спутником и распространение новых спутниковых навигационных систем стимулируют развитие технологий PNT.

Технологии позиционирования, навигации и хронометража (PNT) – ключевой элемент растущего числа группировок спутников на низкой околоземной орбите (НОО), которые разрабатываются для расширения возможностей сотовой связи, а также группировок, предназначенных для навигации на поверхности Луны и многого другого.

На самом базовом уровне технология PNT состоит из определения точного местоположения (позиционирование), способности сохранять точное время по всемирному координированному времени (хронометраж) и способности определять как текущее, так и желаемое положение для перемещения между ними (навигация).

Системы PNT, которые включают в себя глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), позволяют использовать все типы вариантов применения в авиации, транспорте, логистике и т.д. Кроме того, ГНСС являются ключевыми элементами инфраструктуры, такими как сотовые сети и энергосистемы, которыми ежедневно пользуются миллионы потребителей.

Мировой рынок технологий PNT оценивался в $961,7 млн в 2020 году и, по оценкам, достигнет $8,3 млрд к 2031 году, увеличиваясь со среднегодовым темпом роста (cagr) на 22,45%.

Но у технологий PNT есть некоторые проблемы. Например, ГНСС уязвима для вредоносных атак в виде глушения и спуфинга. И хотя сигналы имеют высокую степень точности, эта точность ухудшается в зависимости от определённых факторов, таких как атмосферные условия, конструкция приёмника и даже блокировка сигнала.

Отрасль работает над устранением любых уязвимостей безопасности с помощью системы аутентификации, разработанной ВВС США, которая называется Chips-Message Robust Authentication (Chimera). Кроме того, новые технологии моделирования делают лабораторные испытания ГНСС более мощными, позволяя добиться большей точности и большей надёжности на основе тех же сигналов.

Недавно было много шума о возможности соединения сотовой связи со спутником. Большую часть этого ажиотажа инициировала компания «Эппл», когда в ноябре 2021 года запустила службу «Экстренный вызов SOS через спутник». Служба использует спутниковую группировку «Глобалстар» на низкой околоземной орбите (НОО) и обеспечивает возможность обмена текстовыми сообщениями в районах, где нет сотовой связи.

Смартфоны с «Андроид» также будут поддерживать спутниковую связь благодаря новому партнёрству «Куальком» с «Иридиум», о котором было объявлено ранее в этом году.

Кроме того, производитель «Буллитт» (Bullitt Group) также заявил, что запускает новый смартфон со спутниковым обменом сообщениями, который подключается к «Скайло», компании связи, которая работает с известными операторами спутниковой связи для обеспечения связи.

Также, «Т-Мобайл» и «Старлинк» сформировали техническое партнёрство с целью подключения телефонов к спутникам, когда те находятся вне зоны покрытия сотовой связи.

И AT&T намекнула, что работает с «AST СпэйсМобайл» над разработкой потребительского приложения, которое будет использовать спутниковую связь.

По оценкам исследовательской фирмы NSR, специализирующейся на рынке спутниковой связи, услуга подключения спутников к сотовым сетям принесёт спутниковой индустрии совокупный доход в размере $66,8 млрд за 10 лет.

Помимо связи между спутником и сотовой связью, растёт также число инициатив, направленных на расширение объёма космических услуг за пределы того, что существует сегодня, чтобы включить в них орбитальные и лунные приложения.

Европейское космическое агентство (ЕКА), например, разрабатывает спутниковую навигационную группировку, которая дополнит спутниковую систему Galileo.

Эти спутники, называемые спутниками LEO-PNT, будут находиться на орбите всего в нескольких сотнях километров над поверхностью Земли и, как ожидается, будут предоставлять данные PNT, которые являются более точными, чем те, что существуют сегодня и доступны повсюду.

Специалисты считают, что эти спутники LEO-PNT, поскольку они находятся ближе к Земле, смогут обеспечить лучшую мощность сигнала, более надёжное покрытие внутри помещений и будут более устойчивыми к помехам. Кроме того, поскольку они находятся ближе к Земле, по оценкам экспертов, эти спутники будут менее дорогими в производстве и более экономичными в запуске.

Цель инициативы LEO-PNT состоит в том, чтобы построить и запустить от шести до 12 спутников и проверить их возможности. Ожидается, что эта демонстрация состоится в 2026 году.

В настоящее время навигация в космосе может быть достигнута с использованием существующих сигналов ГНСС, но низкие уровни мощности по мере увеличения расстояний и тот факт, что многие спутники будут скрыты Землей в любой момент времени, означают, что это несколько ограничено.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Источник: По материалам Geospatial World
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~vn5Dk
08.05.2024
Сегодня в России отсутствует системный подход в формировании нормативно-правовой базы применения беспилотной авиации. Требуется определить основные цели и синхронизировать работу отдельных ведомств, такое мнение выразил генеральный директор Ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев в ходе форума «Российская современная авионика-2024».
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.