Статьи

Новые направления в мониторингe

14 Мая 2015
Новые направления в мониторингe
Рынок мониторинга транспорта в России уходит своими корнями в совсем недалекое прошлое. Еще 10 лет назад многие компании-интеграторы работали с простейшими трекерами, сконструированными на базе GSM-терминалов, а то и мобильных телефонов, и единственными существенно-важными передаваемыми данными являлись спутниковые GPS-координаты. Но для зарождения рынка этого было вполне достаточно.

Ничто не стоит на месте. Рынок развивается, растут запросы потребителей, а вместе с ними расширяется спектр предлагаемого оборудования и сервисов. Следующей ступенью развития транспортной телеметрии стала возможность мониторинга топлива. Что логично, ведь топливо является наиболее затратной составляющей в обслуживании транспорта. На сегодняшний день пользователи желают получать более подробные данные о собственном автопарке, и современные технологии позволяют это сделать. В данной статье мы постараемся познакомить вас с актуальными тенденциями рынка Fleet Managmenet и решениями, которые позволяют реализовать возросшие запросы клиентов.

1. Контроль стиля вождения. Всё больше компаний заявляет, что жизнь и здоровье их сотрудников стоит в приоритете. В автотранспортных компаниях наиболее логичный способ снижения травматизма и смертности среди водителей – это повышение уровня культуры вождения и соблюдение правил дорожного движения. Современные системы мониторинга транспорта позволяют контролировать поведение водителей. На основе получаемых данных можно создать мотивационные модели, которые и поднимают общий уровень управления автомобилями и спецтехникой. Рассмотрим подробнее аппаратно-программный комплекс, основанный на базе европейских ГЛОНАСС/GPS-терминалов Teltonika FM 5500, подключенных к телематической платформе Wialon Hosting. Такой комплекс установлен в одном из корпоративных парков российской компании.

5500_прозр.jpeg

Терминал Teltonika FM5500 установлен скрытно под панелью автомобиля. К дискретным входам терминала подключены датчики, которые контролируют, пристегнут ли ремень безопасности и включены ли фары при движении автомобиля. Благодаря встроенному высокочувствительному 3-х осевому акселерометру терминал может фиксировать резкие ускорения, торможения и повороты. А специальная функция трекера Ecodriving делает эти данные доступными не только в системе мониторинга, но и водителю. К выходам терминала подключён зуммер и индикатор Еcodriving в виде диода. В случае движения с отстегнутым ремнем, выключенными фарами или со скоростью выше 110 км\ч срабатывает зуммер, который сообщает о нарушениях правил водителем. При резких маневрах загорается диод Ecodriving. Он информирует об агрессивном поведении на дороге, что может послужить последующим депремированием водителя. Системы оповещения стиля вождения помогают не интуитивно подстраиваться под "идеальный стиль", а ориентируясь на показания вспомогательной системы Ecodriving. В результате водитель управляет автомобилем аккуратно и не нарушает сроки выполнения заданий.

Дополнительным источником получения информации о состоянии транспортного средства и стиля его управления является шина CAN*. К трекеру Teltonika FM 5500 подключается внешний модуль LV-CAN. Этот модуль позволяет дешифровать данные из CAN-шины более чем у 800 моделей легкового, легкого коммерческого и грузового транспорта, а также широкого списка строительной и сельскохозяйственной техники. Модуль LV-CAN, в свою очередь подключен к шине CAN посредством бесконтактного считывателя MCB ClickCAN. Благодаря бесконтактному подключению можно не опасаться вмешательства внешнего оборудования в работу систем автомобиля, потому что считыватель только "слушает" шину и не передает в неё никакой информации. А в результате сохраняется гарантия производителя на транспортное средство.

Рис2.jpg

Из шины CAN система мониторинга получает много важных параметров, таких как количество отработанных мото-часов, уровень и расход топлива, положение педали акселератора (% нажатия), обороты двигателя, температура двигателя, общий пробег ТС и др.

Вся информация с блока мониторинга (это данные, полученные с датчиков фар и ремня безопасности, данные CAN, данные встроенного акселерометра и, конечно, сами GPS/GLONASS-координаты) передается на сервер мониторинга Wialon Hosting.

Платформа Wialon, как и любая другая современная платформа мониторинга (например, Geostron, ST Matix, Navixy, FortMonitor, Omnicomm Online и другие), позволяет отслеживать местоположение ТС, строить отчеты по пробегу, уровню топлива, времени работы и многое другое. Отличительной особенностью Wialon Hosting является наличие дополнительного модуля Ecodriving, который вышел на рынок весной 2015 года.

РИС3.jpeg

Данный модуль обрабатывает полученные данные и, анализируя информацию с помощью заранее установленных пороговых значений, выставляет штрафные баллы. Алгоритм выставления штрафных баллов довольно сложный, и мы не видим смысла описывать его в рамках данной статьи. Следует отметить, что критериями оценки в данном модуле могут быть:

– ускорение (g);

– торможение (g);

– поворот (g);

– скорость (km\h);

– произвольный датчик.

В нашем примере произвольными датчиками являются индикаторы работы фар и ремня безопасности.

В итоге за месяц работы водитель накапливает определенное количество штрафных баллов. Компания определяет уровень штрафных баллов – эталон, при котором водителю выплачивается 100% премии. В случае превышения данного эталона, премия водителя уменьшается согласно специально разработанной системе, а в случае, если водитель получил штрафных баллов меньше эталона – получает дополнительную выплату.

Внедрив данную систему, компания смогла решить сразу несколько ключевых задач:

– улучшить поведения корпоративных ТС на дороге (имидж компании);

– резкое снизить числа ДТП и травматизма с участием персонала компании;

– уменьшить социальные выплаты и затраты на ремонт подвижного состава;

– значительно снизить износа подвижного состава;

– заметно уменьшить расход топлива;

– улучшить качество перевозки грузов.
 
2. Системы контроля давления в шинах. Автомобильные шины – это, пожалуй, вторая после топлива самая затратная статья расходов при содержании ТС. Несоблюдение требований рекомендуемого давления может увеличить износ шины на 20–25%. Это означает, что потребность в замене может возникать на 25% чаще. При снижении давления на 0,2–0,3 атм. ниже рекомендуемого расход топлива, за которым все так бдительно следят в системах мониторинга, возрастает на 10–15%. Кроме того, целостность и правильное давление шин напрямую влияют на безопасность. У грузовых транспортных средств с двухскатной ошиновкой довольно сложно визуально оценить давление во внутренних шинах задней оси. Именно для этого и были разработаны системы контроля давления в шинах (СКДШ). На данном этапе развития оперативный контроль давления в каждой шине может осуществлять не только водитель, но и диспетчер через систему мониторинга. Все данные о значениях сохраняются в системе, и это позволяет провести анализ причин ускоренного износа той или иной шины и выявить причину. Одной из наиболее популярных систем на мировом рынке является система Pressure Pro американского производства. В чем заключается механизм ее работы?

На ниппель каждого колеса устанавливается датчик давления. Датчики давления Pressure Pro бывают двух видов: стандартные (для легковых и грузовых дорожных ТС) и усиленные (для строительной, карьерной и других видов спецтехники). Каждый датчик передает значения давления по радиоканалу 433 МГц на монитор водителя с определенной дискретностью.

Монитор устанавливают на переднюю панель ТС, он имеет индикацию о сниженном давлении определенной шины, а также дисплей для просмотра значений давления в каждом колесе. Этот монитор подключают по интерфейсу RS-232 к блоку мониторинга. На сегодняшний день проведена интеграция системы Pressure Pro c блоками мониторинга Novacom GNS-GLONASS 5.0, Galileo 5.0, Автограф, GlobalSat TR-600 и некоторыми другими. Блок мониторинга передает информацию в систему.

новаком_датчики_1.JPG

Окупаемость такой системы посчитать несложно. Стоимость одной новой шины для грузового автомобиля стандартного радиуса (22,5 дюйма) примерно равна стоимости комплекта Pressure Pro, который поможет уберечь все шины на автомобиле от разрушения и ускоренного износа.

Описанные нами решения далеко не все, из того, что могут предложить современные аппаратно-программные комплексы владельцам корпоративных автопарков. В следующей статье мы расскажем о маршрутизации и сообщениях, а также о совсем другом направлении в развитии контроля автотранспорта – видеомониторинге.

Следите за обновлениями!

На правах рекламы.

Источник: компания ЕвроМобайл
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~rdhrn

03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.
13.09.2022
О возможных вопросах при проектированиии российско-китайской транспортной артерии в эксклюзивном интервью журналу «Вестник ГЛОНАСС», рассказал генеральный директор ООО «ИнтелТех» Александр Борейко. "С точки зрения государства, если мы говорим о том, что это государственная задача, должен быть решен вопрос по организации проектирования, создания, внедрения, организации и эксплуатации такой системы. На базе какой программной архитектуры, какой аппаратной платформы, в рамках каких структур это будет организовано, реализовано — отдельный вопрос. Существуют различные варианты и по организационной части, и по технической части. Ранее было проведено несколько раундов переговоров с Китайской канцелярией по спутниковой навигации и с Министерством транспорта КНР, с рядом китайских коммерческих структур. В настоящий момент определены базовые требования к навигационной связной аппаратуре, к протоколам обмена телематическими данными, функциональности этих систем. На основе тех наработок, которые имеются у нас и у китайской стороны такую систему можно создать в достаточно сжатые сроки".

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.