Статьи

В России продолжаются успешные испытания «лазерной ГЛОНАСС»

20 Июля 2018
В России продолжаются успешные испытания «лазерной ГЛОНАСС»

Бортовая аппаратура межспутниковой лазерной навигационно-связной системы (БА МЛНСС) предназначена для высокоточных лазерных измерений дальности и взаимного расхождения бортовых шкал времени, обмена эфемеридно-временной и другой информацией между космическими аппаратами глобальной навигационной системы (ГНС) ГЛОНАСС, на которых она устанавливается, а также между космическими аппаратами (КА) и наземными пунктами.

Основные принципы построения и возможность достижения заданных характеристик БА МЛНСС были продемонстрированы в космическом эксперименте на КА «Глонасс-М» №728 и 729, завершенном в 2011 г. Для его проведения были разработаны и изготовлены два комплекта экспериментальной аппаратуры МЛНСС.

Следующим этапом создания БА МЛНСС стало проведение упреждающей летной квалификации на КА «Глонасс-М». Под установку на КА «Глонасс-М» были доработаны комплекты БА МЛНСС-МК2, разработанной в рамках ОКР «Смерч – Л».

Конструктивно терминал выполнен в виде моноблока, который устанавливается на внешней (боковой) поверхности КА «Глонасс-М».

Основными элементами конструкции терминала является двухкоординатное опорно-поворотное устройство, на подвижной платформе которого установлены два полукомплекта блока оптических антенн. Блок оптических антенн включает два передающих и приемный объективы. Основанием ОПУ служит блок электроники, снаружи на боковой поверхности которого установлен блок волоконно-оптических гироскопов. Для крепления блока электроники к поверхности КА используются амортизаторы. С устройствами, расположенными на подвижных частях ОПУ, блок электроники соединяется электрическими и волоконно-оптическим кабелями. Подвижность кабельных линий при разворотах ОПУ обеспечивается их спиралевидной укладкой в специальных устройствах подачи.

Внешний вид лазерного терминала БА МЛНСС-МК2-01 (УЛК)

МЛНСС-МК- 01

Режим работы МЛНСС – сеансный. Выполнение сеанса включает вхождение в связь терминалов БА МЛНСС, расположенных на удаленных КА, и последующий обмен измерительными и информационными лазерными импульсными сигналами. Средняя частота следования импульсов - 10 кГц, длительность импульсов - 2,5 нс.

Для вхождения в связь каждый терминал последовательно выполняет следующие операции: наведение оптических антенн по целеуказаниям, обнаружение и захвата в автосопровождение сигнала маяка абонента. После установления связи по межспутниковому лазерному измерительно-связному каналу выполняются:

  • измерение дальности и взаимного расхождения шкал времени абонентов методом одномоментных встречных измерений;

  • обмен информационными сообщениями.

Расписание и программы проведения сеансов, состав информационных сообщений для обмена задаются из бортового информационно-вычислительного комплекса (БИВК) КА. Взаимодействующие КА могут находиться как в одной орбитальной плоскости, так и в разных. Также имеется возможность выполнения сеансов между бортовой аппаратурой МЛНСС и аппаратурой наземного измерительно- связного пункта (ЛНИСП).

Основные технические характеристики БА МЛНСС-МК2-01:

Характеристика изделия

Параметр

Дальность действия (межспутниковая)

от 500 до 50 000 км

Дальность действия (с ЛНИСП)

до 22 000 км

Время на выполнение сеанса взаимодействия:

(вхождение в связь с абонентом, выполнение измерения и обмен информацией)

не более 60 с

Вероятность вхождения в связь с абонентом

не менее 0,95

Угловая скорость линии визирования абонента

не более 30

Случайная погрешность измерения дальности, (2σ)

10 см, не более

Случайная погрешность определения относительного сдвига БШВ, (2σ)

1 нс, не более

Систематическая погрешность (аппаратурная) измерения дальности

3 см, не более

Систематическая погрешность (аппаратурная) определения относительного сдвига БШВ

0,3 нс, не более

Скорость цифрового потока передачи информации

40 кБит/с, не менее

Случайность погрешность определения ориентации приборной системы координат по результатам астроизмерений (σ)

10", не более

Зона перенацеливания ОЭТ

по углу вокруг оси ОУ

по углу вокруг оси ОZ

от - 85º до + 85º

от - 40º до + 85º

Угловая скорость перенацеливания

до 10°/с

Случайная погрешность сопровождения, (σ)

30'', не более

Допустимая погрешность программного наведения (σ)

не более 0,5°

К настоящему времени проведены 15 измерительных сеансов между БА МЛНСС, установленной на КА «Глонасс-М» № 752, и ЛНИСП. Получены следующие результаты:

• во всех сеансах было достигнуто вхождение в связь и выполнены результативные измерения.

• По результатам проведённых сеансов подтверждены:

• Высокая надёжность вхождения в связь - 15 успешных вхождений из 15 попыток.

• Достаточность энергетического потенциала канала пеленгации и измерительного канала.

• Получены:

• Экспериментальная оценка ошибки наведения по ЦУ – в пределах ±2,5 угл.мин.

• Оценка погрешности измерений:

  • Дальность 2σ˂8 см;

  • относительный сдвиг ШВ 2σ˂250 пс.

В настоящее время ведется подготовка к проведению сеансов межспутниковых измерений: КА «Глонасс-М» №752 – КА «Глонасс-М» №753.

Дмитриев Сергей Викторович, 

начальник научно-технического комплекса по созданию космических оптико-электронных комплексов и систем АО «НПК «СПП», кандидат технических наук

Источник: АО «НПК «СПП»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~rUb1e
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.