Статьи

Транспортная стратегия РФ-2030: курс на навигационные и инфокоммуникационные технологии

24 Декабря 2013
Основополагающим документом, определяющим приоритеты развития транспортного комплекса, основные цели, задачи его развития и пути их достижения, является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.». Именно этот документ лежит в основе планов развития транспортного комплекса, является основой и источником реализации целевых программ. О том, какое место в этих планах уделяется развитию навигационных и инфокоммуникационных технологий, рассказывается в публикуемой статье.

Значение Транспортной стратегии нельзя переоценить при инициации новых перспективных направлений научно-исследовательских работ, для развития и внедрения на транспорте новых технологий. Прозвучит несколько утрированно, но именно те направления и технологии, которые нашли изначально своё отражение в Транспортной стратегии, будут в будущем материализованы и найдут своего потребителя, финансирование для своей реализации.

Транспортная стратегия в действующей редакции была утверждена Правительством РФ в 2008 году. Со времени её принятия произошли существенные изменения в мировой экономической конъюнктуре и в экономическом положении в стране, в организации транспортных и товарных потоков, в политической сфере, появились и вошли в повседневную практику новые технологии. Всё это потребовало внесения в документ корректировок, учёта существующих реалий и новых целевых установок.

Для организации работы над проектом корректировок Транспортной стратегии в конце 2012 года Министерством транспорта РФ на основании поручений Президента и Правительства РФ создана межведомственная рабочая группа, включающая 120 экспертов, представителей бизнеса, общественных организаций и органов исполнительной власти. Работа была организована по 11 направлениям, по всем видам транспорта.

В режиме еженедельных совещаний и согласований с Минтрансом России межведомственная рабочая группа вырабатывала рекомендации, которые сводились исполнителем по данной работе ФГУП «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» в итоговый документ и ещё и ещё раз обсуждались и дебатировались. В результате документ обрёл новую откорректированную структуру, определяющую приоритеты развития транспортного комплекса РФ. Он включает в себя следующие аспекты:
• общесоциальные приоритеты – мобильность населения и доступность транспортных услуг, снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта и др.;
• общеэкономические приоритеты – предоставление транспортной отраслью высококачественных транспортных услуг, конкурентный уровень удельных транспортных издержек и др.;
• общетранспортные приоритеты – повышение производительности труда на транспорте, рентабельность транспортных систем и др.;
• приоритеты и по видам транспортной деятельности.
Транспортная стратегия определяет шесть важнейших целей развития транспортного комплекса РФ:
1. формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;
2. обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;
3. обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
4. интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
5. повышение уровня безопасности транспортной системы;
6. снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

При этом по каждой цели определен чёткий круг задач и конкретных увязанных с целями индикаторов развития транспортного комплекса.

Транспортной стратегией определяется два варианта развития транспортной системы:

Базовый (консервативный) вариант предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, главным образом для транспортного обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг;

Инновационный вариант предполагает ускоренное развитие транспортного комплекса, которое, наряду с достижением целей, предусматриваемых при реализации базового (консервативного) варианта, позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

Особое внимание в редакции Транспортной стратегии уделено внедрению современных систем, технологий и методов управления. В первую очередь речь идёт о применении в транспортном комплексе РФ современных навигационных и инфокоммуникационных технологий.

Сравнительный анализ предыдущей редакции Транспортной стратегии и проекта корректировок показывает значительное – в разы – увеличение упоминаний таких ключевых для транспорта понятий, как «интеллектуальные транспортные системы», «навигационно-информационные технологии», «ГЛОНАСС», «системы управления мультимодальными перевозками» и др.

Таблица цитируемости ключевых понятий



И это не случайно. В разработанном практиками транспортной отрасли, научным сообществом и управленцами варианте Транспортной стратегии все эти направления нашли свое должное отражение.

Отрадно, что технологиям и системам навигации в транспортном комплексе и, в частности, на автомобильном транспорте, как самом массовом сегменте внедрения, в данном фундаментальном документе уделено особое внимание. Планом мероприятий по реализации Транспортной стратегии в инновационном варианте реализации в явном виде предусмотрено решение следующих задач:
• обеспечение приоритетного использования отечественной навигационной системы ГЛОНАСС при разработке, внедрении и применении навигационно-информационных систем на всех уровнях управления транспортным комплексом;
• создание условий для массового применения отечественной навигационной системы ГЛОНАСС при создании персональных навигационных и информационных продуктов и услуг в сфере транспорта;
• совершенствование нормативно-правовой базы внедрения и применения отечественной навигационной системы ГЛОНАСС на транспорте;
• создание системы сертификации и лицензирования программных и аппаратных решений с использованием систем навигации.

Практически все заявленные Транспортной стратегией цели развития транспортного комплекса РФ предполагают применение технологий глобальных спутниковых систем и, в частности, отечественной ГЛОНАСС.

Так, цель формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры в том числе предполагает «…создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях, в том числе с использованием высокоэффективных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС».

Реализация этих мер, согласно Транспортной стратегии, обеспечивается, в том числе, за счёт выполнения следующих мероприятий:
• создание автоматизированной системы управления транспортным комплексом, внедрение навигационных систем на основе технологий ГЛОНАСС и электронного документооборота, разработка национальной платформы интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающей информационную интеграцию различных прикладных (отраслевых) ИТС и элементов ИТС между собой, а также с внешними информационными системами;
• создание информационной среды для построения интеллектуальных транспортных систем на федеральных трассах и в крупных транспортных узлах.

В целевых индикаторах Транспортной стратегией предусмотрено внедрение интеллектуальных транспортных систем во всех городах Российской Федерации с населением свыше 1 млн чел. к 2024 году. Как известно, современные ИТС немыслимы без широкого применения навигационных и инфокоммуникационных технологий.

Цель обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок «на уровне потребностей развития экономики страны» включает в себя, в том числе, положение о необходимости развития «…высокоэффективных транспортно-логистических технологий, технологий на основе ГЛОНАСС и интеллектуальных транспортных систем». При этом отмечается, что будет «…обеспечена государственная поддержка и стимулирование разработки и внедрения инновационных интеллектуальных транспортных систем, реализующих высокоэффективные транспортно-логистические технологии, обеспечивающие повышение качества транспортных услуг в области грузовых перевозок. Фундаментальное значение при этом будет иметь расширение применения глобальных навигационных систем на основе ГЛОНАСС».

Целевые индикаторы Транспортной стратегии в инновационном варианте её реализации определяют следующую динамику внедрения ГНСС на грузовом транспорте:



Цель обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения «в соответствии с социальными стандартами» определяет необходимость обеспечения государственной поддержки и стимулирования разработки и внедрения инновационных интеллектуальных транспортных систем, расширение использования современных технологий глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.

При этом в Транспортной стратегии указывается, что для решения задачи создания интеллектуальных транспортных систем в интересах повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками необходимы следующие меры:
• оснащение парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования современными инфотелекоммуникационными и глобальными навигационными системами ГЛОНАСС;
• оснащение улично-дорожной сети в городах, а также основных вылетных федеральных трасс и прилегающих автодорог регионального и муниципального значения техническими средствами организации дорожного движения и системами сбора информации о транспортных потоках, подключёнными к ИТС, обеспечивающим управление наземным общественным транспортом;
• развитие ИТС, обеспечивающих управление наземным общественным транспортом – расширение зон управляемого движения и повышение эффективности управления, повышение скорости и ритмичности, устойчивости работы общественного транспорта с минимальными помехами другим участникам движения;
• создание единых электронных систем продажи билетов и оплаты проезда на нескольких видах транспорта;
• развитие систем информирования пассажиров и участников движения, создание систем управления спросом на движение в городских агломерациях.

Всё это обеспечивает широчайшие перспективы и создаёт условия для внедрения оборудования ГЛОНАСС и современных систем управления перевозками в пассажирском транспорте.

Целевые индикаторы Транспортной стратегии в инновационном варианте её реализации определяют следующую динамику внедрения ГНСС на пассажирском транспорте:



Не обделена вниманием к применению технологий ГЛОНАСС и цель интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны. Достижение этой цели предусматривает создание интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах.

В новой редакции Транспортной стратегии впервые нашла своё отражение реализуемая в Российской Федерации система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». В частности, цель № 5 «Повышение уровня безопасности транспортной системы» включает внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС», создание интегрированной системы информационного обеспечения безопасности населения на всех уровнях государственной власти. При этом план мероприятий по реализации проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» требует создания следующих элементов: инфраструктуры MVNO (государственный оператор связи с возможностью работы в сетях связи любых операторов стандарта GSM); централизованной навигационно-информационной платформы, обеспечивающей сопряжение с системой-112 в каждом субъекте РФ.

В плане также – формирование нормативной правовой и нормативной технической базы и гармонизация с европейской системой e-Call и другими аналогичными системами экстренного реагирования при авариях.

Кроме того, в составе мероприятий определено применение технологий ГНСС для обеспечения безопасности при различных видах перевозок; в том числе в части грузовых перевозок планируются следующие шаги:
• развитие систем информационного мониторинга при осуществлении перевозок опасных и крупногабаритных грузов с использованием технологий ГЛОНАСС;
• развитие информационно-аналитических систем, обеспечивающих систематизацию и обработку данных по случаям инцидентов с опасными грузами и крушений при перевозке опасных и крупногабаритных грузов на транспорте.

Поставленные цели и намеченные пути их достижения должны материализовываться, в том числе, через комплекс НИР и ОКР, одним из главных заказчиков которых выступает Минтранс России, с последующей реализацией в проекты тиражирования и внедрения. В состав определяемого Транспортной стратегией научного обеспечения разработки и внедрения инновационных технологий входят среди прочего следующие задачи:
• разработка навигационных систем и систем телематического мониторинга транспортных потоков, систем управления транспортными потоками и интеллектуальных транспортных систем;
• разработка национальной концепции развития интеллектуальных транспортных систем в целях повышения эффективности решения задач транспортного комплекса РФ;
• внедрение интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих реализацию инновационных транспортно-логистических технологий в области грузоперевозок, повышение их доступности и качества;
• стимулирование разработки и внедрения инновационных технологий и интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих повышение доступности и качества пассажирских перевозок;
• разработка и создание эффективных систем контроля состояния и управления содержанием объектов транспортной инфраструктуры;
• разработка и создание единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса;
• разработка и экспериментальная отработка эффективных инфотелекоммуникационных технологий и навигационных сервисов для обеспечения потребностей рынка конкурентоспособных транспортных услуг.

Кроме того, в Транспортной стратегии – 2030 как объект внедрения ГЛОНАСС указана система взимания платы за проезд автотранспорта по дорогам общего пользования. В документе указывается необходимость рассмотрения возможности перехода от взимания транспортного налога к платежам за пробег автомобилей по автодорогам, измеряемый при помощи системы ГЛОНАСС или других систем позиционирования.

План мероприятий по целям, задачам и этапам реализации Транспортной стратегии – 2030 по инновационному варианту включает в себя внедрение навигационных систем на основе технологий ГЛОНАСС в транспортном комплексе РФ:
• системы управления (диспетчеризации) и контроля общественного пассажирского автотранспорта;
• системы управления (диспетчеризации) и контроля такси;
• системы управления и контроля грузовых перевозок;
• системы обеспечения контроля безопасности перевозок особо важных, опасных и специальных грузов;
• системы обеспечения общей безопасности перевозок;
• системы управления специальным автомобильным транспортом – аварийных служб, пожарной охраны, медицинских служб, полиции, МЧС, экологической безопасности и т.д.;
• приоритетная реализация проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» как важнейшего и самого масштабного инфраструктурного проекта внедрения ГЛОНАСС и обеспечения безопасности на транспорте;
• системы управления внедорожными операциями специального автотранспорта (геологоразведка, добыча полезных ископаемых, строительство, сельское хозяйство);
• системы платности дорог;
• системы информирования участников движения;
• системы информирования пассажиров о маршрутах и расписании движения общественного транспорта.

Завершается процесс согласования и утверждения правительством новой редакции Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Ее принятие даст мощный импульс применению систем навигации, инфокоммуникационных технологий в транспортном комплексе, укрепит завоёванные системой ГЛОНАСС позиции на отечественном и зарубежном рынках.

Александр Сергеевич Мишарин, д.т.н., первый вице-президент ОАО «РЖД»;
Олег Владимирович Евсеев, д.т.н., директор центра транспортной политики Минтранса России;
Александр Евгеньевич Борейко, директор по развитию ОАО «Навигационно-информационные системы».


Полная версия статьи опубликована в журнале "Вестник ГЛОНАСС" Декабрь, 2013 №4 (15)

Перепечатка в полном или частичном виде возможна с обязательной активной ссылкой на источник vestnik-glonass.ru


Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~pTqvV
24.12.2024
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
03.10.2022
Цифровая модель рельефа (ЦМР) — это разновидность трехмерных моделей местности, которая содержит данные только высотных показателей поверхности (без деревьев, домов и других объектов). В последние несколько лет ЦМР создаются после обработки снимков, полученных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
13.09.2022
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
13.09.2022
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.