Внедрение

Обеспечение последнего рубежа: кибербезопасность в космических технологиях

13 Октября 2023
Обеспечение последнего рубежа: кибербезопасность в космических технологиях

Аналитическая компания «Сферикал инсайтс и консалтинг» (Spherical Insights & Consulting) прогнозирует, что к 2032 году мировой рынок космических исследований достигнет ошеломляющих $1879 млрд, что станет скачком по сравнению с оценкой в $486 млрд в 2022 году. С ростом освоения космоса возникает растущая потребность в кибербезопасности в космосе.

По состоянию на июнь 2023 года Управление ООН по вопросам космического пространства сообщает об увеличении на 37,94% количества отдельных спутников, вращающихся вокруг Земли с января 2022 года: 11 330. Этот астрономический рост подчёркивает жизненно важную роль космических технологий в нашей повседневной жизни, включая связь, навигацию, прогнозирование погоды и многое другое. Это экспоненциальное расширение подчеркивает растущую важность космических технологий, которые стали неотъемлемой частью нашего повседневного существования. Наша зависимость от спутников охватывает широкий спектр коммуникационных потребностей: от глобальной связи до прогнозирования погоды и точной ГНСС-навигации. Более того, космические системы играют решающую роль в укреплении национальной безопасности многих стран благодаря своим возможностям наблюдения и разведки.

Ключевая роль спутников в правительственных функциях, раскрывает историческую веху в глобальных государственных расходах на космические программы: $103 млрд. Правительство Соединённых Штатов возглавило эти инвестиции, выделив почти $62 млрд на космические инициативы в 2022 году. Следом за этим Китай выделил почти $12 млрд на государственные расходы на космические программы.

Космические средства не являются неуязвимыми для постоянно меняющегося мира киберугроз. Космические кибератаки могут предприниматься по разным причинам: от криминальных мотивов, когда хакеры стремятся получить финансовую выгоду, до сбора разведывательной информации и срыва операций, часто с участием национальных государств, находящихся в противоречии друг с другом. Поскольку страны становятся всё более взаимосвязанными благодаря космическим технологиям, ставки на успешные кибератаки в космосе продолжают расти.

Среди наиболее уязвимых целей в космосе — спутниковые системы, к которым относятся сами спутники, космические станции и управляющие ими наземные системы управления. Эти активы уязвимы для различных типов кибератак, таких как глушение, подслушивание, спуфинг и прямой взлом. Последствия могут варьироваться от помех в работе основных служб до потенциального повреждения или полного уничтожения дорогостоящего космического оборудования.

В 2019 году хакеры проникли в центр управления индийскими спутниками, что вызвало обеспокоенность по поводу безопасности космической инфраструктуры и потенциальных утечек информации. В 2007 году китайские военные запустили противоспутниковую ракету по неработающему китайскому метеорологическому спутнику, что привело к созданию сотен тысяч фрагментов мусора, разбросанных в космосе вокруг Земли.

Еще одной возникающей проблемой является связь между космическим мусором и кибербезопасностью в космосе. Угроза того, что космические объекты станут объектом противоспутниковых испытаний, продолжает существовать, а обломки представляют собой как физическую, так и киберугрозу действующим космическим кораблям. Космические агентства и организации вынуждены учитывать это при разработке своих стратегий кибербезопасности.

Обеспечение безопасности космических активов требует уникальных технических решений. Огромные расстояния, необходимые для космической связи, создают значительные задержки, затрудняя мониторинг угроз в реальном времени и реагирование на них. Кроме того, суровая космическая среда, характеризующаяся экстремальными температурами и высоким уровнем радиации, снижает надёжность электронных систем. Тем не менее, космический сектор добился успехов в решении этих проблем с помощью таких инноваций, как шифрование и аутентификация.

Обеспечение безопасности спутниковой связи, особенно для военных и правительственных систем, передающих конфиденциальные данные, имеет первостепенное значение. Эти коммуникации защищены посредством шифрования, аутентификации с использованием подписанных сертификатов и безопасных протоколов, таких как HTTPS и API. Безопасный доступ к этим соединениям имеет решающее значение для защиты интересов национальной безопасности.

Глобальный характер космической деятельности требует наличия прочной нормативной базы. Такие учреждения, как Организация Объединенных Наций и Международный союз электросвязи (МСЭ/ITU), оказывают влияние на формирование этих стандартов. Однако для адекватного решения проблем космической кибербезопасности эта политика должна подвергнуться расширению и модернизации.

Решение проблемы космической кибербезопасности требует международного сотрудничества, учитывая глобальный характер космической деятельности. Страны должны сотрудничать в инициативах и форумах для установления норм и стандартов. В этом взаимосвязанном мире многосторонность, а не односторонность, является ключом к защите космических активов и сохранению устойчивой космической среды.

Заглядывая в будущее, будущее кибербезопасности в космосе представляет как растущие проблемы, так и многообещающие возможности. Поскольку правительства и коммерческие организации продолжают запускать спутники в космос, появляются новые уязвимости. Искусственный интеллект (ИИ/AI) и машинное обучение будут играть ключевую роль в активном обнаружении этих угроз и реагировании на них путём анализа огромных наборов данных на наличие признаков кибератак.

Кроме того, современная инфраструктура, включающая датчики Интернета вещей (IoT), передовую аналитику и сложные системы сетевого мониторинга, обладает способностью тщательно анализировать огромные наборы данных. Их проницательный взгляд может выявить аномалии, которые могут послужить предвестниками надвигающихся кибератак.

Однако эти технологические достижения сталкиваются с серьезным препятствием — огромным количеством спутников, вращающихся в настоящее время вокруг нашей планеты. Всем известные компании имеют амбициозные планы по развёртыванию ещё тысяч спутников, предусматривая глобальную интернет-услугу.

В обмен на обещание глобальной связи, которая затрагивает каждый уголок Земли, космические усилия сталкиваются с огромной ответственностью – защитой постоянно растущего созвездия оборудования в небесном царстве, области, которая сейчас действительно находится в полете.

Парадигма, характеризующаяся процветанием государственно-частного партнёрства, набирает обороты. Однако этот всплеск инноваций и снижение затрат на доступ в космос должны быть встречены решительной приверженностью кибербезопасности. Заинтересованные стороны отрасли все больше признают свою ответственность, способствуя сотрудничеству между регулирующими органами, космическими агентствами и частным сектором. Потребность в стандартах кибербезопасности и передовом опыте в этой динамичной экосистеме становится все более очевидной.

Еще одним заслуживающим внимания событием является появление безопасных и замкнутых систем спутниковой связи. В этих решениях используются передовые методы шифрования, строгое управление ключами и непрерывный мониторинг для усиления защиты от киберрисков. Эти технологии привлекают значительные инвестиции со стороны военных и правительственных организаций.

Траектория космического кибербудущего зависит от темпов, с которыми расширяется «искусственное» присутствие человека за пределами Земли. На огромных космических просторах выявление, количественная оценка и эффективное смягчение киберугроз будут зависеть от применения методов искусственного интеллекта и машинного обучения. Более того, продолжающееся сотрудничество стран и установление отраслевых стандартов освоения космоса будут иметь решающее значение в формировании судьбы человечества в космосе.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~lYQ7C
05.02.2025
Уже через десять лет более четверти машин на российских дорогах будут беспилотными, к 2042 году доля автономного транспорта достигнет 80%.
22.01.2025
Государственные инвестиции станут ключевым фактором стимулирования роста, поскольку глобальные военные космические бюджеты превышают 64 миллиарда долларов. Расходы на оборону продолжают опережать гражданские расходы, подчёркивая стратегическую важность космоса для национальной безопасности и международной конкурентоспособности.
20.01.2025
В конце января будет запущена система навигационных пломб для контроля автомобильных перевозок отдельных категорий товаров в России и Белоруссии.
15.01.2025
В этом году общественный транспорт Луганска будет подключен к глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС. Об этом сообщила временно исполняющая полномочия главы администрации города Яна Пащенко.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.