Город любви вместо Умного города

Мегаполисы по всему миру работают над внедрением цифровых технологий для продвижения прогресса в важнейших областях будущего. Градостроительство и высокие технологии – инновационное сочетание, которое покорит сердца людей.
Исследование «Mind-Shift: Компендиум по будущей мобильности, цикличности и новому урбанизму» приходит к другим выводам. Судя по реакции СМИ, парадигма пригодного для жизни города почти сравнялась с концепцией будущего умного города, которая доминировала до сих пор. Другими словами, люди не хотят «холодного» высокотехнологичного города. Так что же представляет собой Love City – «город любви»?
Разнообразный, инклюзивный, устойчивый к климатическим изменениям, зелёный и спокойный, с короткими расстояниями и высоким качеством окрестностей — таким должен быть «город любви». Датский архитектор Ян Гейль выразился так: «Устойчивый город — это, прежде всего, город, дружелюбный к людям». Взгляды на городскую инфраструктуру многие годы преследовали цель улучшения качества жизни людей, что позволило ему опередить своё время. В частности, его работа была сосредоточена на потребностях пешеходов, велосипедистов, пожилых людей и семей. Вероятно, его самая известная «работа» заключалась в том, чтобы сделать Копенгаген самым велосипедным городом в мире.
В 2021 году газета Handelsblatt писала: «Город будущего — это экологическая устойчивость, обеспечивающая высокое качество жизни в каждом районе». Если город этого не предложит, горожане уедут в места, где они смогут удовлетворить свою тоску по природе. На дачу или в пригород — туда, где мир ещё «в порядке». Архитектор Кенго Кума, который разделяет это мнение, что «мы покидаем города и возвращаемся к природе, потому что жизнь в мегаполисах не делает нас счастливыми».
Дело в том, что исход из городов набирает обороты уже несколько лет. В 2014 году чистая миграция в семь крупнейших городов Германии впервые за 20 лет снизилась. Мегаполис Нью-Йорк (США) потерял 5 процентов своих жителей в первый год вспышки Covid. Ключевое слово здесь — «пандемия», и люди всё чаще используют это время, чтобы критически подвергнуть сомнению свою модель жизни и карьеры и искать гибридные способы работы для себя. Девиз «Живи там, где работа», которому доверяли десятилетиями, устарел. Мало того: это ускоряет тенденцию к оттоку населения из городов, который, переживёт Covid. Больше места, больше тишины и покоя, больше доступной жилой площади – то, что люди ценят всё более и более.
Что могут сделать города, чтобы переломить эту тенденцию? Ответ столь же прост, сколь и сложен: мегаполисы должны (ещё раз) стать местами обитания, в которых стоит жить. Некоторые эксперты, формулируют это следующим образом: «Мы должны вернуть деревню в город». Начало положено — с «15-минутного города» в Париже, суперкварталов Барселоны, гендерного мейнстриминга в Вене и «районов с низким трафиком» в Англии. К 2030 году в Копенгагене, Ганновере и Амстердаме центры городов должны быть свободными от автомобилей.
Решающий урок, который необходимо усвоить, заключается в следующем: в будущем «Умный город» и «Город любви» должны быть более тесно связаны друг с другом. Умные города, наполненные данными и датчиками всех видов, могут, например, внести значительный вклад в лучшее управление дорожным движением и, как это уже сделано в Гамбурге, отдавать предпочтение велосипедистам. Когда речь идёт об устойчивости к изменению климата, системы, управляемые данными, также могут обеспечить значительную добавленную стоимость, поскольку измерения качества воздуха, количества осадков и температуры могут инициировать автоматические меры против загрязнения и экстремальных погодных условий. Один конкретный пример: дорожное покрытие, управляемое приложениями, поглощает дождь, а затем снова выпускает его во время жары. В свете, предсказуемого некоторыми экспертами, надвигающегося изменения климата здесь нельзя недооценивать, в частности, проблему перегрева. Недаром именно в Афинах есть первый в Европе директор по теплоснабжению, а Вена планирует централизованное хладоснабжение.
Подводя итог: умные города также могут стать городами любви — если цифровые меры будут соответствовать требованиям и в то же время реальным (новым) потребностям людей, живущих в них.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал