Во власти

Заключение по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности»

26 Сентября 2019
Заключение по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности»

В среде специалистов и участников навигационно-информационного рынка вызывает сомнение и растёт непонимание, предложенного к рассмотрению Министерством транспорта Российской Федерации, правового проекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности». В настоящее время на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проходит этап общественных обсуждений в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

За разъяснениями по поводу инициативы Минтранса по изменениям правовых норм в навигационной деятельности государства журнал «Вестник ГЛОНАСС» обратился к Константину Рейтору, ведущему специалисту по нормативному обеспечению Ассоциации «ГЛОНСС/ГНСС-Форум».

Эксперт посчитал необходимым заявить следующее:

Анализ проекта показывает, что отдельные его положения содержат нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае), которые законодательством квалифицируются как коррупциогенный фактор, а именно:

Частью 3 статьи 1 предлагается дополнить Закон статьей 4.1. «Особенности осуществления навигационной деятельности в отношении колесных транспортных средств».

Проектом предусмотрена обязанность собственников/лиц, эксплуатирующих колесные транспортные средства, подлежащие оснащению аппаратурой спутниковой навигации (АСН), обеспечивать передачу в автоматическом режиме и некорректируемом виде навигационной информации, включающей текущее местоположение транспортных средств, направление и скорость их движения в систему взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, созданную в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 1662-р (СВП «Платон»). Порядок и сроки передачи указанной информации должны определяться Правительством РФ.

Категории и виды колесных транспортных средств, которые подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации согласно ч. 1 данной статьи определяются ТР ТС 018/2011 (ссылка на техрегламент Таможенного Союза дана некорректно, без указания полных реквизитов этого акта).

Указанная аппаратура подлежит подключению к сети подвижной радиотелефонной связи Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и идентификации в СВП «Платон», в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Целью ввода новой обязанности является использование ее органами власти всех уровней для осуществления ими своих контрольно-надзорных полномочий, оказания госуслуг (пропущены муниципальные услуги) в сфере транспорта.

Недостатки проекта:

1) Ссылка на документ, определяющий категории транспортных средств, дана некорректно, с нарушением требований к оформлению законодательных актов (Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД РФ от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490)), – только в виде его номера, без других реквизитов, то есть «ТР ТС 018». Подразумевается Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877);

2) Законодательством предусмотрена обязательность предоставлении информации только в государственные информационные системы. Согласно ч. 4 ст. 14 федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – «Закон об информации») перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством РФ.

Замысел законопроекта, состоящий в том, что необходимо обеспечить хранение в какой-либо государственной информационной системе определенного набора пространственной информации об общественно значимых видах транспортных средств, возражений не вызывает. Однако предлагаемый способ решения такой задачи, то есть путем указания в законе на конкретную систему, где эта информация должна храниться, с точки зрения законодательства сомнителен по следующим основаниям:

А) Нет достаточных данных для того, чтобы квалифицировать СВП «Платон» в качестве государственной информационной системы (далее – «ГИС»).

Так, согласно ст. 13 Закона об информации такая система должна создаваться на основании федеральных законов, законов субъектов РФ либо правовых актов государственных органов. Таковые акты касательно СВП «Платон» отсутствуют.

Ссылка в законопроекте на распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 29.08.2014 некорректна. Этим распоряжением Росавтодору предписывается заключить от имени РФ с ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» концессионное соглашение о создании объектов системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Распоряжением также утверждены основные условия этого соглашения, согласно которым система становится собственностью государства, а концессионер в течении 13 лет будет осуществлять владение и пользование объектами и выполнять функции оператора системы. Текст соглашения нигде не опубликован. Однако, будучи гражданско-правовой сделкой, оно по умолчанию не может порождать для третьих лиц каких-либо обязанностей. К таковым относятся, в первую очередь, плательщики данного неналогового обязательного публичного платежа. Система, повторимся, предназначена исключительно для взимания платы, а не хранения и обработки навигационной информации. В утвержденных условиях соглашения нет сведений о том, что она является государственной информационной системой. Таким образом, распоряжение № 1662-р невозможно квалифицировать как правовой акт государственного органа, направленный на создание ГИС.

На момент создания и принятия ее в эксплуатацию в 2014 г. действовало правило, согласно которому ГИС должны регистрироваться (Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем" вместе с "Положением о регистрации федеральных государственных информационных систем"). Окончание действия документа - 30.11.2015.). Однако данная система в соответствующих реестрах отсутствует. Более того, в отношении нее в дальнейшем не проводились процедуры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676 (О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации). В частности, данным постановлением предусмотрено, что основанием для ввода ГИС в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию. В случае невыполнения установленных требований о защите информации, ввод системы в эксплуатацию не допускается. Так, в числе ТС, на которые подлежит установлению АСН, имеются средства, перевозящие опасные грузы в виде радиоактивных веществ и ядерных материалов. Обеспечивает ли система «Платон» защиту информации о таких перевозках?

Б) Поскольку «Платон» не является специализированной ГИС для задач хранения и обработки информации, то возложение на нее такой задачи «перекрывает» перспективы развития других ГИС в этом направлении. Изменить федеральный закон, чтобы «прописать» другую конкретную ГИС, гораздо труднее, чем подзаконный акт, которым вполне можно решать указанную задачу.

В) Предложенная форма ее решения закрепляет также неоправданную преференцию для оператора предложенной в качестве ГИС системы «Платон», который является коммерческой организацией. Формально это не подпадает под положения законодательства о защите конкуренции, поскольку преференция предоставляется актом не исполнительной власти, а законодательной. Тем не менее системой владеет и пользуется, а, значит, и получает доход от нее хозяйствующий субъект, а не государство. При сохранении концессионного соглашения в силе, у других организаций возможности быть оператором системы не будет еще 8 лет.

3) Во вводимом частью 7 статьи 4.1 обязательном требовании о подключении указанной АСН одновременно к сети подвижной радиотелефонной связи ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и идентификации в СВП «Платон», усматривается наличие коррупциогенного фактора, поскольку это положение содержит обременительные требования к гражданам и организациям (часть 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ ''Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов'')


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~jI4TI
28.03.2024
В этом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 62 городских агломерациях в 56 регионах России ведутся работы по внедрению интеллектуальных транспортных систем. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.
27.03.2024
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию. В частности, фокус сделан на развитие научных исследований и поддержку отечественных производителей высокотехнологичной продукции.
25.03.2024
Отечественные геоинформационные системы и технологии проверят на соответствие стандартам. Заниматься этим поручат Минцифры, соответствующий проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативно правовых актов.
22.03.2024
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по созданию системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки и производства беспилотников, а также эксплуатации дронов весом до 30 кг. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.