Технологии

Эксперт: Частные космические компании должны иметь доступ к государственной космической инфраструктуре

27 Марта 2023
Эксперт: Частные космические компании должны иметь доступ к государственной космической инфраструктуре

Для успешного развития частных космических компаний в России необходимо обеспечить им доступ к испытательной базе, космодромам и средствам выведения, такое мнение выразил в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт по космосу Дмитрий Струговец.

«Основные задачи сейчас для поддержки частных космических компаний - допуск их к испытательной базе Роскосмоса, обеспечение бесплатными средствами выведения и освобождение для них рыночных ниш, то есть Роскосмос должен максимально уходить из тех сфер, где нет задач обеспечения безопасности и обороноспособности страны», - сказал эксперт.

По его словам, например, если существует частная компания по обработке спутниковых снимков, то наличие на этом же рынке дочернего предприятия Роскосмоса уже создает не рыночные условия, так как «дочка» госкорпорации будет всячески поддерживаться. «То есть нужно определиться - либо Роскосмос зарабатывает деньги и тогда ни о какой поддержке частных компаний не может быть и речи, или Роскосмос поддерживает частников, но тогда он не может конкурировать с ними», - резюмировал Дмитрий Струговец.

Он отметил, что сегодня у частного космоса отсутствует доступ к технологической базе и государственной космической инфраструктуре. И, скорее всего, в ближайшее время его также не будет. «Доступ к испытательной инфраструктуре Роскосмоса и Минобороны требует огромных финансовых затрат и большого количества разрешительных документов. Одно дело получить доступ госкорпорации с 200 тысячами сотрудников и другое - частной компании из 10 энтузиастов», - отметил эксперт.

В целом, по мнению Струговца, на сегодняшний день положение частной космонавтики в России намного хуже, чем 10 лет назад. «Тогда была надежда и мечта, что частные компании предложат и сумеют реализовать проекты в области малых космических аппаратов дистанционного зондирования и связи, сумеют создать легкие и дешевые ракеты, предоставят новые коммерческие услуги на основе космических данных, станут серьезными конкурентами зарубежным компаниям, то есть сделают все то, на что был и остаётся не способен Роскосмос. Не потому что он такой неудачник, а в связи с тем, что является крупной государственной бюрократической медлительной машиной», - сказал собеседник «Вестника ГЛОНАСС».

Он напомнил компанию Dauria Aerospace, которая изготовила по заказу Роскосмоса (это был первый и последний раз, когда Роскосмос отдал контракт частной и не имеющей опыта создания спутников компании) два аппарата ДЗЗ формата CubSat, но из-за неудачи при выведении спутники не заработали. Роскосмосу с целью недопущения нарушения законодательства пришлось подать в суд, чтобы возместить потери госбюджета.

«То есть никакого злого умысла поставить частника на место в этой ситуации не было - госкорпорация лишь выполняла требования законодательства. По итогам судебного разбирательства российская компания была разорена, хотя в случае иного исхода имела дальнейшие планы развития. Берем проект «Ялынь» по созданию по покрывающей всю Землю группировки спутников связи, берем LinIndustrial по созданию линейки лёгких ракет и планам освоения Луны, «КосмоКурс» с планами выхода на международный рынок суборбитальных туристических услуг. Да, у всех удар получился на копейку, но хоть замах был на рубль. Нынешние космические стартапы то ли разучились мечтать, то ли посмотрев на предшественников стали более рациональны», - считает эксперт.


Полный текст статьи читайте в новом номере журнала «Вестник ГЛОНАСС»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~idhiK
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.