Технологии

Эксперт: Частные космические компании должны иметь доступ к государственной космической инфраструктуре

27 Марта 2023
Эксперт: Частные космические компании должны иметь доступ к государственной космической инфраструктуре

Для успешного развития частных космических компаний в России необходимо обеспечить им доступ к испытательной базе, космодромам и средствам выведения, такое мнение выразил в беседе с журналом «Вестник ГЛОНАСС» независимый эксперт по космосу Дмитрий Струговец.

«Основные задачи сейчас для поддержки частных космических компаний - допуск их к испытательной базе Роскосмоса, обеспечение бесплатными средствами выведения и освобождение для них рыночных ниш, то есть Роскосмос должен максимально уходить из тех сфер, где нет задач обеспечения безопасности и обороноспособности страны», - сказал эксперт.

По его словам, например, если существует частная компания по обработке спутниковых снимков, то наличие на этом же рынке дочернего предприятия Роскосмоса уже создает не рыночные условия, так как «дочка» госкорпорации будет всячески поддерживаться. «То есть нужно определиться - либо Роскосмос зарабатывает деньги и тогда ни о какой поддержке частных компаний не может быть и речи, или Роскосмос поддерживает частников, но тогда он не может конкурировать с ними», - резюмировал Дмитрий Струговец.

Он отметил, что сегодня у частного космоса отсутствует доступ к технологической базе и государственной космической инфраструктуре. И, скорее всего, в ближайшее время его также не будет. «Доступ к испытательной инфраструктуре Роскосмоса и Минобороны требует огромных финансовых затрат и большого количества разрешительных документов. Одно дело получить доступ госкорпорации с 200 тысячами сотрудников и другое - частной компании из 10 энтузиастов», - отметил эксперт.

В целом, по мнению Струговца, на сегодняшний день положение частной космонавтики в России намного хуже, чем 10 лет назад. «Тогда была надежда и мечта, что частные компании предложат и сумеют реализовать проекты в области малых космических аппаратов дистанционного зондирования и связи, сумеют создать легкие и дешевые ракеты, предоставят новые коммерческие услуги на основе космических данных, станут серьезными конкурентами зарубежным компаниям, то есть сделают все то, на что был и остаётся не способен Роскосмос. Не потому что он такой неудачник, а в связи с тем, что является крупной государственной бюрократической медлительной машиной», - сказал собеседник «Вестника ГЛОНАСС».

Он напомнил компанию Dauria Aerospace, которая изготовила по заказу Роскосмоса (это был первый и последний раз, когда Роскосмос отдал контракт частной и не имеющей опыта создания спутников компании) два аппарата ДЗЗ формата CubSat, но из-за неудачи при выведении спутники не заработали. Роскосмосу с целью недопущения нарушения законодательства пришлось подать в суд, чтобы возместить потери госбюджета.

«То есть никакого злого умысла поставить частника на место в этой ситуации не было - госкорпорация лишь выполняла требования законодательства. По итогам судебного разбирательства российская компания была разорена, хотя в случае иного исхода имела дальнейшие планы развития. Берем проект «Ялынь» по созданию по покрывающей всю Землю группировки спутников связи, берем LinIndustrial по созданию линейки лёгких ракет и планам освоения Луны, «КосмоКурс» с планами выхода на международный рынок суборбитальных туристических услуг. Да, у всех удар получился на копейку, но хоть замах был на рубль. Нынешние космические стартапы то ли разучились мечтать, то ли посмотрев на предшественников стали более рациональны», - считает эксперт.


Полный текст статьи читайте в новом номере журнала «Вестник ГЛОНАСС»

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~idhiK
02.05.2024
Сегодня ведущие космические страны мира разрабатывают низкоорбитальные навигационные спутниковые системы (ННСС). Дальше всех по этой программе продвинулся Китай. Россия же пока не приняла решения о создании такой системы. Специалисты ОА «Решетнёв» предлагают создать отечественную ННСС на основе малогабаритной унифицированной платформы в качестве дополнения к основной группировке ГЛОНАСС.
26.04.2024
КНР будет использовать ожидаемые пусковые мощности развивающегося коммерческого космического сектора страны, чтобы реализовать свои планы по созданию мегасозвездий.
25.04.2024
В современном автомобильном мире автомобили превращаются из простых видов транспорта во взаимосвязанные технологические центры. Подключённые автомобили используют множество цифровых функций и технологий для повышения безопасности, удобства и в целом удовольствия от вождения.
22.04.2024
На базе ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) открыли уникальный многофункциональный метрологический бассейн, который поможет кратно повысить точность измерений.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.