Автонет

НТИ «Автонет»: Продолжается дискуссия по определению собственника данных, генерируемых ТС

8 Августа 2019
НТИ «Автонет»: Продолжается дискуссия по определению собственника данных, генерируемых ТС

Среди новых технологий, которые в ближайшие несколько лет станут определяющими для развития ИТ-сектора, Дорожная карта «Автонет» выделяет искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение и анализ «Больших данных».

Последняя позиция рассматривается как наиболее востребованная и быстрорастущая отрасль автотранспортной сферы. Возможности Big Data в автотранспортной сфере весьма перспективны. Современный автомобиль самостоятельно генерирует информацию о своём местоположении, мгновенной скорости, данные электронных компонентов, собираемые либо через штатные телематические системы, либо через OBDII-терминалы. На основе лишь этих данных с одного авто уже можно сделать вывод о манере вождения водителя или режиме его перемещений (трасса/город). Ещё интереснее произвести анализ таких данных «в массе». Например, построив карту перемещений автомобилей определённой модели, можно определить целевую аудиторию этой модели и её «типовые» привычки. Горизонт для применения подобной информации достаточно широк. И бизнес-модели по монетизации собранных неструктурированных данных и сформированных на основе их анализа выводов могут быть самые разнообразные.

8 июня 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко и президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова подписали Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии участников рынка Больших данных в автотранспортной сфере. Согласно подписанному документу, «некоммерческое партнёрство предоставит метаданные, собранные национальной платформой «Автодата», для проведения исследований и разработки на их основе цифровых решений и платформ для транспортной отрасли. Кроме того, данный меморандум позволит создать на базе платформы «цифровую песочницу», где бизнес и технологические стартапы смогут опробовать свои решения с использованием Больших данных. Метаданные ГЛОНАСС обогатят данные участников Ассоциации и помогут создать качественную базу, доступную для тестирования. Именно качество данных является обязательным условием для развития продуктов с применением Искусственного интеллекта» .

Информационно-телематическая система «Автодата» должна стать агрегатором данных из различных источников по использованию транспортного средства (поведение автомобиля, водителя, взаимодействие с инфраструктурой и др.). Весь массив информации будет обезличен, им смогут воспользоваться транспортные и логистические компании, автосервисы, страховые компании и другие участники рынка.

По словам заместителя министра промышленности и торговли Александра Морозова, речь идёт об 1 млн автомобилей, с которых уже можно собирать данные; с каждым годом по мере обновления автопарка их количество будет расти.

Для передачи информации не потребуется оснащать автомобиль дополнительным устройством – обмен будет происходить бессистемно, «Автодата» будет агрегировать данные из уже существующих систем (в том числе от устройств, установленных производителем автомобиля). При этом у автомобилистов будет возможность отказаться передавать свои данные.

В настоящее время обсуждаются вопросы о том, какая именно информация и в каком виде должна передаваться. Кроме того, создана рабочая группа, которая занимается разработкой стандартов кибербезопасности и решением ряда других важных вопросов.

Платформа может пользоваться спросом у страховых компаний (для расчёта стоимости страховых полисов для разных групп автовладельцев) и коммунальных служб (для сбора информации о качестве дорожного полотна). Создание платформы позволит сформировать массив Больших данных автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.

Сейчас завершается эскизное проектирование платформы и начинается общественное обсуждение проекта. Что надо для его осуществления?

Директор проектов блока стратегических инициатив ПАО «Ростелеком» Сергей Ханенков обозначает проблему: данные, собираемые из автомобилей в телематические платформы, и данные об автомобилях, накапливаемые в других системах, сегментированы и не стандартизованы. Как следствие, отсутствует техническая возможность эффективной монетизации этих данных. «Для создания такой возможности необходимо проанализировать существующие наборы данных, создать единый каталог данных, провести работу по стандартизации данных и обеспечить возможность передачи данных из существующих информационных систем в единую платформу, в которой будут накапливаться и обрабатываться эти данные», – говорит Сергей.

В настоящий момент почти 40% автомобилей в нашей стране оборудованы системами с передачей данных (12% оборудовано более чем одной системой), а в сегменте грузового и общественного пассажирского транспорта проникновение телематики приближается к 100%. По прогнозам компании «Ростелеком», через несколько лет подключённый автомобиль будет производить 1000 терабайт данных, которые необходимо обрабатывать и можно монетизировать.

Директор по разработке и внедрению программного обеспечения компании «Инфосистемы Джет» Владимир Молодых перечислил наиболее перспективные направления для монетизации данных, собираемых автомобилем. Это страховые услуги, оптимизация дорожной сети и транспортных потоков, повышение безопасности на дорогах. «Например, у нас уже есть успешный опыт решений на основании данных телематики и геолокации по прогнозу аварий автотранспорта и снижению их числа. А при наличии такой платформы от такого рода решений возможен эффект уже федерального масштаба. Также, на мой взгляд, потенциал есть в маркетинге автопроизводителей и поставщиков автозапчастей».

Директор Центра компетенций Больших данных ГК «Техносерв» Георгий Шатиров предложил свой список направлений. В нём: оценка кредитной способности клиентов, скоринг-модели стилей вождения для персональных страховых тарифных планов, сегментация и анализ базы автовладельцев, единые цифровые платформы для каршеринга или такси. Кроме того, платформа пригодится автодилерам для учёта трафика дилерского центра, планирования и учёта активностей по сделкам, управления складом готовых автомобилей. «Для ОЕМ/импортёров данные могут быть полезны в качестве инструмента контроля работы дилера или единого источника исходящих коммуникаций, для прямых B2B/B2C/B2G продаж, маршрутизации лидов к дилерам, прогнозирования продаж, автоматизации маркетинговых кампаний», – говорит он.

Павел Стенников, пресс-секретарь компании «Максим» – сервиса заказа такси – прогнозирует большую заинтересованность в платформе «Автодата» со стороны страховых компаний. «Они могут получить полезную информацию для определения среднестатистических показателей поведения водителей и коэффициентов тем, кто из них выпадает, – говорит Павел. – Чем больше водителей проанализирует система, тем объективнее будет расчёт стоимости страховых полисов для разных групп автовладельцев. Потенциальными потребителями являются также дорожные и коммунальные службы. Они могут увидеть среднюю скорость на участках магистралей, динамику изменения скорости на том или ином участке, по данным G-сенсора определить, где «сильнее трясёт».

Пока не ясен вопрос с правовым аспектом работы платформы. «Если платформа будет предоставляться автосалонам/дилерам, которые, в свою очередь, продают подержанные авто, то они просто смогут при необходимости покупать данную информацию или данное приложение для проверки, например, истории автомобилей. В том случае, если платформа создаётся для предотвращения различных нарушений и преступлений, это должно уже использоваться на законном уровне», – рассуждает адвокат Юлий Никифорова.

Сергей Ханенков из «Ростелекома» обозначил вопросы, которые требуют решения для создания и полноценной эксплуатации платформы:

  • определение правового статуса платформы и её оператора;
  • обеспечение доступа к информации, необходимой для функционирования платформы;
  • определение порядка доступа к обрабатываемой или передаваемой информации;
  • обеспечение некорректируемости и юридической значимости данных.

Эксперты расходятся в вопросе о том, кому должны принадлежать данные. По мнению Юлии Никифоровой, данные должны принадлежать разработчику платформы, который тратит средства на сбор, обработку и хранение данных. Исходя из этого, разработчик должен решать, кому их предоставлять, за какие средства и на каких условиях.

Сергей Ханенков поддерживает закрепление права собственности владения Большими данными за конечными владельцами транспортного средства. Вместе с тем, доступ к ресурсам этой платформы должен быть недискриминационным, чтобы участники рынка могли использовать её ресурсы для монетизации данных и запуска сервисов.

Напротив, в «ВымпелКоме» уверены, что такая платформа не должна быть открытой для всех: «Доступ к ней должны иметь только те, кому она может быть полезна – производителям для оптимизации производства, государству для плана строительства и ремонта дорог. Владельцам она доступна изначально в рамках бортового компьютера. При этом процесс должен обязательно регулироваться государством» .

С мнением Сергея Ханенкова в большинстве своём склонны были согласиться специалисты в ходе экспертной конференции НТИ «Автонет», прошедшей 18 июня 2019 года. В рамках проведённого опроса 60 процентов представителей сообщества поддержали закрепление правового статуса владения Большими данными за автолюбителями. В свою очередь, 20 процентов экспертов считают собственником автомобильных данных государство, 16 процентов специалистов уверены, что информация должна принадлежать производителям транспортных средств, и только 4 процента экспертов полагают, что данные могут быть закреплены за автомобильными дилерами.

«В рамках реализации платформы «Автодата» рабочая группа НТИ «Автонет» продолжает дискуссию по определению собственника данных, генерируемых транспортными средствами. Экспертное большинство склоняется к закреплению прав за владельцами автомобилей. Сегодня при покупке ТС мы по умолчанию даём согласие на обработку своих данных, не задумываясь, что это наша потенциальная собственность. Такая инициатива позволит распоряжаться информацией по усмотрению водителей: делиться с автомобильными дилерами, получать привилегии и так далее», – отметил президент НП «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.


С полной версией статьи журнала можно ознакомиться в журнале «Вестник ГЛОНАСС» №5-2019, оформив бесплатную подписку.

Источник: журнал «Вестник ГЛОНАСС»
Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~i9HAu
20.03.2024
Хотя ИИ всех впечатляет, он отнюдь не настолько разумен, как человек. В настоящее время технология не позволяет ему рассуждать или делать выводы, по крайней мере, в большинстве транспортных средств. Это означает, что роботакси неспособны решать проблемы, столкнувшись с какой-нибудь новой ситуацией.
15.03.2024
Число подключённых к сети транспортных средств на дорогах продолжает расти. Разработчики создают инструменты, которые подходят для различных вариантов использования как потребителями, водителями коммерческих автомобилей, так и менеджерами автопарков.
27.02.2024
Производители и разработчики оригинального оборудования (OEM) постоянно ищут новые способы использования передовых технологий для повышения качества обслуживания водителей в автомобиле, чтобы соответствовать требованиям сегодняшней динамичной цифровой среды.
22.02.2024
Использование мобильных телефонов лицами, управляющими транспортными средствами, по-прежнему является крупнейшим фактором, способствующим отвлечённому вождению.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.
Аграриям предстоит работать в одной системе координат
Как известно, основой современного цифрового агрокомплекса является картогорафирование. Семён Видный, эксперт в области применения современных навигационно-информационных технологий в сельском хозяйстве поделился с читателями журнала «Вестник ГЛОНАСС» с кругом решаемых проблем при обработке массивов картографических данных. Таким образом, выяснилось, что все используют данные в различных системах координат, но пытаются укладывать их на одну картографическую основу и, соответственно, получают нестыковки и ошибки. Всё это приводит к тому, что используемые данные из Роскадастра, из Центров химизации и от высокоточных источников (данные дистанционного зондирования Земли, данные с беспилотников и высокоточных навигационных или геодезических приборов) не состыковываются друг с другом и только вводят в заблуждение сельхозтоваропроизводителей и собственников сельхозземель. И это также отражается на отношениях со смежными землепользователями.