Технологии

Лазерная связь между спутниками позволит повысить точность ГЛОНАСС

25 Сентября 2017
Лазерная связь между спутниками позволит повысить точность ГЛОНАСС

На спутниках «Глонасс-М» испытают лазерную навигационно-связную систему, которая впоследствии будет использоваться на аппаратах следующего поколения «Глонасс-К2». Внедрение новейшей технологии позволит сэкономить на наземной инфраструктуре и увеличить точность данных, получаемых со спутников, пишут в «Известиях».

Как поясняет издание, лазерную связь между собой установят два космических аппарата: навигационный спутник «Глонасс-М», запущенный в мае 2016 года, и аналогичный аппарат, который вывели на орбиту с космодрома Плесецк 22 сентября.

Закладка точных данных о местоположении спутника производится в момент, когда аппарат пролетает над территорией России. За 12 часов, которые спутник летит дальше, аппарат накапливает определенное отклонение от теоретической траектории, которое и дает погрешность определения координат. Если чаще закладывать на борт спутника точные эфемериды - не два, а четыре раза в сутки, - тогда погрешность ухода от идеальной траектории будет в два раза меньше. Именно это и планируется сделать, используя межспутниковые линии: загружать эфемериды по межспутниковой линии от одного аппарата другим.

В рамках летных испытаний лазерной аппаратуры спутники будут каждые две минуты проводить сверку времени и дистанции между собой, что позволит синхронизировать их работу с высокой точностью. После завершения эксперимента лазерная аппаратура связи появится на навигационных аппаратах нового поколения «Глонасс-К2». Запуск первого спутника из этой серии планируется в первой половине 2019 года.

Эксперимент преследует одну из ключевых целей действующей Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС-2020», а именно - достижение конкурентного превосходства в точности навигационных сигналов отечественной навигационной системы над зарубежными аналогами GPS и Galileo.

Необходимость подобной модернизации обусловлена отсутствием у России собственной глобальной сети контрольно-корректирующих станций, что полностью исключает непрерывное и оперативное обновление эфемеридно-временного обеспечения спутниковой группировки.

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~g6bTB
18.04.2025
22 апреля 2025 года в рамках XVIII Международного Навигационного форума состоится торжественная церемония вручения ежегодной премии Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в области навигации. В 2008 году Ассоциацией «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» учреждена ежегодная премия в области навигации, вручаемая в двух номинациях: «За вклад в создание и развитие системы ГЛОНАСС» и «За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС».
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.