Дистанционное управление – краеугольный камень успеха автономного транспорта

Сейчас много говорят об беспилотных автомобилях. Это понятно, поскольку мы стоим на пороге революции в области вождения. Это не только мечта о самоуправляемых транспортных средствах, в эту тему входят и экологически чистые автомобили, грузовики, которые бесшумно скользят, не выделяя вредные для климата загрязняющие продукты горения.
Ультрасовременные технологии электромобилей (EV) и беспилотных автомобилей (AV) практически симбиотичны, при этом между двумя развивающимися секторами имеет место тесное сотрудничество. Тем не менее, электромобили на самом деле намного опережают автономное вождение с точки зрения реализации своего видения в реальном мире. И дело не только в том, что люди боятся автомобиля без водителя. Пожалуй, пустое водительское сиденье – это нормально на прямой дороге, где почти нет трафика и не ожидается внезапных сюрпризов. Но когда дело доходит до реального движения, реальному водителю по-прежнему нет замены. Человек за рулём может видеть и правильно реагировать на неожиданные проблемы; автономным технологиям предстоит пройти долгий путь, прежде чем они смогут сравниться с человеческим разумом в таких ситуациях.
В настоящее время технологии автономного вождения никак не соответствуют ожиданиям. Камнем преткновения являются несовершенные датчики, отсутствие математических моделей, которые могут успешно прогнозировать поведение каждого участника дорожного движения, высокая стоимость сбора достаточного количества данных для обучающих алгоритмов и, конечно же, запрет на пассажирские перевозки (когда в 1850-х годах появились лифты, большинству людей потребовались годы, чтобы преодолеть свой страх перед новыми устройствами).
Сегодняшние беспилотные автомобили работают на сложном сочетании камеры, лидара, радара, ГНСС и датчиков направления. Ожидается, что в совокупности они дадут универсальный и всепогодный ответ, позволяющий AV видеть всё, предвидеть всё и гарантировать безопасную доставку к месту назначения.
Только они этого не делают. Потому что не могут.
Плохая видимость, временные объезды и смена полосы движения – это проблемы, с которыми современные технологии не могут справиться, чтобы обеспечить всепогодное и всесезонное решение. Бортовые компьютеры, алгоритмы и датчики сегодня недостаточно хороши для мгновенного реагирования и, возможно, для спасения жизни.
AV научились распознавать неподвижный светофор и движущегося пешехода, но они ещё не могут адаптироваться ко всем новым ситуациям, особенно на высоких скоростях и в сложных городских условиях.
Неудивительно, что государственные законодательные органы неохотно разрешают AV-программы на улицах городов. Недостаточно данных, чтобы обеспечить уверенность в способности самоуправляемых автомобилей предотвратить повреждения, травмы и смерть. Потребительского доверия тоже пока нет.
Это лишь некоторые из причин, по которым дистанционное управление необходимо, чтобы беспилотные автомобили стали реальностью. Проще говоря, дистанционное управление – это технология, которая позволяет удалённо контролировать AV, брать на себя управление по мере необходимости и быстро и удалённо решать проблемы.
При дистанционном управлении один контроллер, расположенный на некотором расстоянии, скажем, от парка роботакси, может наблюдать за каждым транспортным средством в режиме реального времени и при необходимости отменять их автономность или предоставлять столь необходимые данные. Когда проблема решена, AV продолжает свой автономный путь. По сути, удалённый «водитель» берёт на себя управление или выдаёт команды только тогда, когда требуется вмешательство человека. И он или она может контролировать и управлять несколькими автомобилями одновременно. Или говорить с пассажирами, которые могут быть обеспокоены, почему беспилотному автомобилю нужно несколько дополнительных секунд, чтобы пересечь перекресток.
Не все технологии дистанционного управления одинаковы. Для дистанционного управления транспортным средством требуется способность передавать, по возможности без задержки, информацию между транспортным средством и центром дистанционного управления. Непрерывная и надёжная двусторонняя потоковая передача данных, независимо от меняющихся условий в сети, абсолютно критична и сама по себе является большой проблемой. И все же ни 4G LTE, ни wi-fi не оборудованы для поддержки такой высокой пропускной способности и связи с малой задержкой, особенно при движении автомобиля. Пройдёт некоторое время, прежде чем 5G станет универсальным стандартом, но даже с этим обновлением сети проблемы останутся.
Ещё одно препятствие измеряется в миллисекундах. Даже при самом сильном соединении для передачи данных разница между тем, что происходит в дороге, и тем, что видит телеоператор, составляет доли секунды. Это сильно влияет на их способность реагировать.
Человеческий фактор (или UX, для пользовательского опыта) также является проблемой. То, как разные удалённые операторы воспринимают окружающую среду вождения, различается и отличается от таковой у водителя в автомобиле. Недостаточно просто получать видеопоток и выполнять команды. Необходимы инструменты, которые помогают создать ситуационную осведомлённость – например, оверлей для использования сенсорных систем и преобразования их информации в рекомендуемые решения.
Последний призрак – хакеры, дьяволы, которые с удовольствием бросают виртуальный гаечный ключ, который может испортить вам жизнь. Когда банковский счет взломан, теряются деньги. При взломе дистанционного управления могут быть потеряны жизни, поскольку безопасность и умение предвидеть находятся под угрозой.
Очевидно, что все эти проблемы требуют решений, которые зависят от глубоких инноваций в различных технологиях.
Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный канал на TamTam