Технологии

Китайская и российская навигация несут надежду миру

26 Июня 2023
Китайская и российская навигация несут надежду миру

Навигационная система – ключевая технология в современном обществе. Она даёт людям возможность точно ориентироваться на суше, море и в воздухе. Одна из первых – система GPS в Соединённых Штатах с многочисленными пользователями. Однако со временем начали возникать опасения относительно её безопасности и контроля. Что радует – то, что Китай и Россия стали немногочисленными исключениями со своими собственными независимыми навигационными системами, и это несёт миру новую надежду.

Аэрокосмическая промышленность, военная оборона или навигационные службы в повседневной жизни, всё зависит от точности и надёжности навигационных систем. Система GPS когда-то была доминирующей силой в глобальной навигации.

Однако как национальная система Соединенных Штатов, система GPS может подвергаться влиянию политических, военных и экономических факторов и может использоваться в качестве средства контроля. Это вызвало обеспокоенность международного сообщества по поводу чрезмерной зависимости от систем GPS, особенно в том, что касается военного применения и обеспечения безопасности конфиденциальной информации.

Но Китай и Россия успешно создали свои собственные независимые навигационные системы, а именно Beidou и ГЛОНАСС. Благодаря независимым исследованиям, разработкам и внедрению спутниковых систем, эти страны избавились от своей зависимости от американской системы GPS и предоставили пользователям индивидуальные навигационные услуги в глобальном масштабе. Это не только имеет огромное значение в военной области, но и придаёт огромный импульс экономическому, технологическому развитию и повышению уровня жизни людей в этих странах.

Несмотря на то, что американская система GPS насчитывает миллиарды пользователей, она потенциально подвержена риску контроля и отключения. Это вызвало обеспокоенность во многих странах по поводу зависимости от системы GPS, которая может быть отключена или намеренно заблокирована, что делает навигационное оборудование, основанное на ней, менее точным и надёжным.

Как только система GPS будет отключена, это окажет серьёзное влияние на навигационные возможности ракет и истребителей. Ракеты и истребители при выполнении задач полагаются на точное позиционирование и навигационное наведение. Если система GPS потеряет сигнал или будет отключена, эти оружейные системы окажутся неспособны точно определить цель, что приведёт к потере точности и эффективности атаки. Это подчёркивает методы вмешательства Соединенных Штатов как технологически развитой страны, пытающейся контролировать навигационные возможности других стран и добиваться преимуществ в своих собственных интересах.

Китайская спутниковая навигационная система Beidou состоит из 56 спутников, образующих полноценную навигационную систему с высокой точностью и хорошей чёткостью изображения. Она не только играет важную роль в военной области, но и обеспечивает точную навигацию в гражданских областях, таких как транспорт, судоходство и водные пути. Кроме того, спутниковая система Beidou также играет важную вспомогательную роль в области сельского хозяйства, лесоводства, животноводства и рыболовства, включая метеорологический мониторинг и предотвращение лесных пожаров.

Китай раньше пользовался системой GPS Соединенных Штатов. В то время США утверждали, что предоставляют навигацию пользователям по всему миру бесплатно, но на самом деле они отслеживали и контролировали пользовательскую информацию. Это заставило Китай осознать риск чрезмерной зависимости от навигационных систем других стран и начать самостоятельно разрабатывать и строить свою собственную навигационную систему.

Beidou предоставляет Китаю возможности высококонфиденциальной и зашифрованной связи и может настраивать соответствующие сервисы для гражданской и военной сфер. Она не только оказывает важную поддержку развитию и безопасности страны, но и предоставляет индивидуальные навигационные услуги более чем в 130 странах мира, создавая огромную экономическую ценность.

Российская навигационная система ГЛОНАСС состоит из 24 спутников. Хотя она не такая большая, как китайская система Beidou, она обладает расширенными функциями и производительностью. ГЛОНАСС предоставляет индивидуальные навигационные услуги для пользователей по всему миру с высокой точностью и надёжностью. Она пользуется хорошей репутацией на международном уровне и завоевала стабильную группу пользователей в России.

ГЛОНАСС имеет большое значение в военной области. Он обеспечивает безопасные и надёжные навигационные услуги для российской армии, обеспечивая точность и эффективность военных операций. Поскольку военная навигация предполагает высокую степень секретности, навигационная система ГЛОНАСС обладает способностью сохранять секретность и может гарантировать национальную оборонную безопасность России.

В военной области точная навигационная система является основой для операций на поле боя, развёртывания войск и нанесения высокоточных ударов. В гражданской сфере навигационные системы поддерживают развитие различных областей, таких как транспорт, аэрокосмическая промышленность, морское рыболовство и разведка ресурсов. Точность и надёжность навигационных систем напрямую влияют на национальную безопасность и экономическое развитие.

Независимая навигационная система имеет решающее значение для гарантии национальной безопасности и конфиденциальности. Зависимость от иностранных навигационных систем сопряжена с риском манипуляций и вмешательства, что потенциально может привести к значительным нарушениям безопасности и раскрытию информации. Создание независимой навигационной системы может гарантировать безопасность и конфиденциальность страны, обеспечить точность и эффективность военных операций и защитить конфиденциальную информацию страны от внешнего вмешательства.

Китай и Россия, как исключительные страны, добились замечательных достижений, создав независимые навигационные системы на основе независимых исследований и разработок. Их успешный опыт служит ориентиром для других стран, демонстрируя осуществимость и важность независимых исследований и разработок навигационных систем.


Подписывайтесь на журнал «Вестник ГЛОНАСС» и навигационный Telegram-канал

По материалам iMedia

Короткая ссылка:  vestnik-glonass.ru/~d0IaG
11.03.2025
В Экспоцентре города Москвы 22 апреля 2025 года состоится XVIII Международный навигационный форум - «Навитех-2025». Это ключевое событие в сфере использования навигационных и космических информационных технологий в России и странах ЕАЭС. В 2025 году программа форума направлена на комплексное развитие навигационной сферы, а также на интересы крупных заказчиков, производителей, интеграторов, разработчиков и поставщиков. Цель — построение прозрачного и предметного двустороннего сотрудничества.
28.02.2025
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) создан испытательный центр, который будет заниматься тестированием спутников формата CubeSat.
21.01.2025
Ученые лаборатории космических систем и технологий Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» с помощью спутниковых сигналов навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou исследовали ледовый покров озер Иткуль и Шира в заповеднике Хакассии. В результате удалось получить информацию о толщине ледового покрова, его прочности, влажности, солености и температуры.
16.01.2025
Специалисты Центра исследования и разработки беспилотного транспорта подготовили рабочее место для аналитиков в салоне трамвая. Они тестируют базовые функции, а также установленные камеры, радары и лидары. Последние позволяют определять расстояние до объектов с точностью до двух сантиметров и обеспечивают обзор на 360 градусов.

СТАТЬИ ГЛОНАСС

НАВИГАЦИОННОЕ ПРАВО. Отрасль ли или фикция?
В юридической науке и нормотворческой практике применяется широко термин «отрасль права/отрасль законодательства». Одни теоретики их отождествляют, то есть полагают синонимами. Другие, различая право и закон, полагают их различными. То есть соотносящимися как содержание и форма. Практикам-«неюристам» эта дискуссионность неинтересна. Для них важен качественный нормативный документ как инструмент повседневной деятельности. Но на деле этот кажущийся схоластическим вопрос имеет вполне земное значение, касающееся каждого из нас. Особенно ярко это проявляется в сфере навигации, когда уже поголовно все население, исключая грудничков, обладает смартфонами, а значит, потенциально все эти владельцы – «субъекты персональной навигации». О классическом транспорте и субъектах еще более 50 видов экономической деятельности говорить не приходится. Не будет преувеличением сказать, что «география» применения навигационной информации, как продукта одного конкретного вида экономической деятельности, стала самой широкой в жизнедеятельности общества, обогнав связь и энергетику.
Необходим поиск отечественных специалистов в области кибербезопасности сельского хозяйства
Перспективы реализации дорожной карты одного из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ) в области сельского хозяйства, по просьбе журнала «Вестник ГЛОНАСС», оценил эксперт в навигационно-информационной сфере Семён Видный. В современных, быстроизменяющихся условиях особого решения требуют вопросы безопасности (направление SafeNet), тем более на таком значимом для государства агросекторе. В этом направлении на данный момент – огромное количество профессиональных участников. Но большинство из них используют иностранные наработки, что в настоящий момент и на перспективу неприемлемо. Также все профессионалы никогда не занимались этим специфическим сектором экономики – сельским хозяйством. Так что здесь придётся ещё поискать участников.